МИН
-

Эпоха рекордов

Сегодня мы продолжаем рассказ о делах ярославских шинников в послевоенные годы, в эпоху шестидесятых, семидесятых годов, когда слава завода гремела по всей стране.

В ноябре 1958 года после реставрации впервые открылся для посещения Ярославский Спасо¬Преображенский монастырь. Его территория была предоставлена для экспозиции первой послевоенной выставки народного хозяйства области.

«Сразу при входе в зал обращают на себя внимание изделия нашего завода, – писал корреспондент газеты «Заводская правда» Игорь Гучек. – Вот они, наши шины, такие привычные глазу, когда их видишь в цехах завода. Но как они внушительно выглядят в сравнении с соседними экспонатами! И дей­ствительно, шины для автомобилей МАЗ–530 и МАЗ–529 – выше человеческого роста».

На выставке шинники представили и другие новинки: необычно широкую арочную бескамерную шину для грузового автомобиля ЗИЛ–130, шины для легковых и грузовых автомобилей со съёмным протектором, которым в буквальном смысле этого слова сносу не было. Свидетелем и участником освоения производства этой удивительной техники стал ровесник завода Иван Кравцов.

– Я пришёл на завод в августе 1953 года после окончания химико¬механического техникума. Меня определили в теплосиловой цех слесарем, затем стал начальником смены и проработал в этой должности года два­три. Потом меня избрали секретарём комитета комсомола завода и оттуда довольно быстро взяли в обком ВЛКСМ инструктором. После обкома комсомола понял, что мне надо учиться дальше. Я опять вернулся на завод в 34¬й цех. Меня там очень быстро назначили техноруком.

Это был особо ответственный цех, где делали шины по заказу Министерства обороны и очень много типоразмеров шин гражданского назначения. Ивану Михайловичу, учившемуся в техникуме на энергетика, пришлось переучиваться на технолога шинного производ¬ства.

– Как раз в это время началось освоение шин типа «РС», радиальных со съёмным протектором, – вспоминает бывший технорук. – Наш цех делал съёмные протекторные кольца, а шины собирали в других цехах. Это было совершенно новое направление в мировой шинной промышленности, никто до нас им не занимался.

Ярославская журналистка Анна Ваняшова в газете «Правда» процитировала телеграмму испытателей необыкновенных шин, присланную директору завода Владимиру Чеснокову. «Комплект шин «РС» к автомашине ГАЗ¬54 по состоянию на 15 мая имеет пробег 400 тысяч 44 километра. Каркасы в удовлетворительном состоянии. Просим выслать 150 комплектов протекторных колец в связи с подготовкой выезда на хлебоуборочную кампанию».

11 сентября 1962 года ЦК КПСС приняло постановление, в котором были такие слова: «Коллективы Ярославского ордена Ленина шинного завода, Ярославского завода химического машиностроения, строительного треста «Спецпромстрой» Ярослав¬ского совнархоза и Ярослав¬ского филиала института «Резинопроект» проявили замечательную патриотическую инициативу, выступив с предложением организовать социалистическое соревнование за перевыполнение плана производства шин, улучшение их качества и досрочное выполнение установленных заданий по организации производства шин новых кон­струкций типа «РС» и «Р».

Шины, не знавшие сносу, пошли в серию. В 1962 году, через два с половиной года после выпуска опытных образцов, их было произведено уже 57287 штук. Высокую оценку получила и работа коллектива по созданию арочных шин высокой проходимости. Они нашли широкое применение в сельскохозяйственной и строительной технике, ими оснащались популярные в восьмидесятые годы комбайны «ЯСК¬170» «Ярославец». А вклад в эту работу технорука Ивана Кравцова был отмечен первой в его жизни трудовой наградой – бронзовой медалью Выставки достижений народного хозяй­ства СССР.

К этому времени молодой специалист, выпускник вечернего отделения Ярославского технологического института, уже был ведущим инженером технического отдела завода по освоению новых шин.

В тот же год за досрочное (в августе 1965 года) выполнение семилетнего плана 107 рабочих и инженерно­технических работников ЯШЗ были награждены орденами и медалями СССР, а сборщик­инструктор Константин Иванович Козлов и директор завода Владимир Петрович Чесноков стали Героями Социалистического Труда.

Соревнование и его герои

Середина шестидесятых Ивану Михайловичу запомнилась накалом энтузиазма в среде молодых шинников. Многие тогда поверили в обещания лидера КПСС, что «сегодняшнее поколение совет­ских людей будет жить при коммунизме», и искренне старались приблизить светлое будущее.

Это выразилось в движении «бригад и ударников коммунистического труда». Кравцов был избран секретарём комсомольской организации завода и хорошо помнит царившую в «первичках» атмосферу соревновательности во всём: в труде, повышении профессионального уровня, в учёбе.

– Помню первую на заводе и на шинных заводах страны комсомольско¬молодёжную бригаду коммунистического труда Николая Трошина – каландровщиков 31¬го цеха, – рассказывает Иван Михайлович. – Кроме ежедневного перевыполнения норм они все учились без отрыва от производства. В то время в комсомоле было меньше бумажной рутины и больше реальных дел. Мы строили на улице Радищева два молодёжных дома 36– и 62¬х квартирных. Возводили их методом народной стройки после работы каждый день. Кроме того шло строитель­ство бассейна на стадионе «Шинник», и комсомольцы часть заработанных средств перечисляли на его сооружение. Также строились летние дачи для малышей в Устье.

В конце шестидесятых в среде рабочей молодёжи стали закладываться традиции соревнования на звание «лучшего по профессии». Комитет комсомола завода во главе с Иваном Кравцовым вместе с профсоюзным комитетом проводили их в несколько этапов. Сначала в цехах, потом внутри завода, а затем готовили команду на отраслевые соревнования – на всероссийском и всесоюзном уровне.

– Труд сборщиков шин тяжёлый и однообразный, но когда я представляю себя спортсменом, идущим на рекорд, то чувствую прилив сил, – говорил в интервью Ярославскому областному радио неоднократный победитель соревнований на звание «лучшего по профессии» знатный сборщик шин Владимир Шмелёв, ставший впослед­ствии Героем Социалистического Труда.

В те же годы среди шинников развивалось соревнование за досрочное выполнение годовых и пятилетних заданий. Иван Михайлович вспоминает имена, которые тогда были у всех на слуху: сборщика шин Ахмета Ахмерова, машиниста протекторного агрегата Михаила Жукова. По итогам пятилетки 1966 – 1970 годов Ахмет Иббатуллович и Михаил Иванович стали Героями Социалистического Труда.

Однако мощности предприятия использовались на 99 процентов, цеха работали на износ. Настоятельно требовались реконструкция и модернизация оборудования, строительство новых современных корпусов. Депутат Верховного Совета СССР, сборщик шин Павел Гунин с трибуны высшего органа представительной власти страны предупреждал правительство о необходимости ускорения обновления основных фондов завода.

– У нас вызывает беспокойство, – говорил он, – что на 1964 год сокращены ассигнования на дальнейшую реконструкцию завода. Мы просим Госплан ещё раз рассмотреть этот вопрос.

В конце шестидесятых – начале семидесятых годов сдвинулась с места рекон­струкция шинного. Вслед за корпусом «С», где начался выпуск шин для «Жигулей», были сданы в эксплуатацию корпус «Р», предназначенный для производства автокамер, пристройка к корпусу «И» с автоматической системой резиносмешения, корпус «А» со скоростными резиносмесителями.

Работать по¬научному

На семидесятые годы пришлось распространение в России идей научной организации труда, производства и управления. Сначала это выразилось в косметическом ремонте цехов, бытовых помещений, рациональной расстановке оборудования, более удобной организации рабочих мест. Затем в строгом разграничении полномочий руководителей производства разного ранга. И в результате вылилось в создание комплексной системы управления качеством труда и продукции по примеру передовых предприятий других отраслей. В эпицентре нового движения вновь оказался наш собеседник Иван Михайлович Кравцов.

Он был назначен начальником отдела стандартизации. Комплексная система качества, рождённая идеями НОТ, состояла из множества стандартов предприятия, регламентирующих деятельность практически всех шинников от рабочего до директора завода.

– Нами было создано 52 стандарта предприятия, в которых были расписаны функции всего персонала до самых мелочей, – вспоминает Кравцов. – Кстати, до сих пор на заводе используется около 30 этих стандартов, которые упорядочивают работу каждого цеха, отдела, каждого шинника. Меня освободили на два месяца от других дел, и я занимался разработкой комплексной системы управления качеством шинного завода. За создание этой системы я был награждён серебряной медалью ВДНХ.

Одновременно шла государственная аттестация качества выпускаемой продукции. Начинали мы с ноля, а в итоге к 1974 году было аттестовано Государственным знаком качества 79 процентов нашей продукции. Если же учесть, что шины для «оборонки» не подлежали аттестации, вся продукция завода имела право на почётное клеймо с пятиугольником.

Завод получал огромную прибыль за счёт выпуска качественных изделий. Госкомитет по ценам с учётом повышения ходимости шин, снижения массы и повышения надёжности разрешил предприятию реализовывать аттестованные изделия на 25 процентов дороже обычных. И мне Госстандарт СССР по итогам пятилетки 1970 – 1975 годов вручил почётную грамоту и знак «За заслуги в стандартизации». Наш отдел стандартизации был признан лучшим в стране.

Мы проводили на заводе «Дни качества», на основании наших стандартов лучшим рабочим вручали «личное клеймо качества».

Своё пятидесятилетие завод встречал значительно обновлённым. С 1958 года мощность предприятия увеличилась в 1,8 раза, на 46,6 процента выросла производительность труда, созданы 13 комплексно¬механизированных участков, 42 поточно­механизированные линии. К заводскому юбилею стал обновляться и станочный парк. Цеха стали получать механизированные сборочные станки отечественного производ¬ства.

Иван Михайлович трудился на заводе в отделе стандартизации вплоть до 1986 года, пока не вынужден был оставить ЯШЗ по состоянию здоровья.

Сегодня семидесятипятилетний Иван Михайлович Кравцов, свидетель славных для предприятия лет, вместе с заводом отмечает и свой юбилей.

Конституция

Предложить новость

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp