Главное:

Слово ветерану

5 марта исполняется 92 года участнику Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов Алексею Тимофеевичу Сизыку.

Он родился в 1927 году, а в ноябре 1944 года в 17-летнем возрасте был призван Ракитянским райвоенкоматом Киевской области в ряды Красной Армии.

Как он вспоминает, «на железнодорожной станции Ракитно остановили состав, посадили в полувагон с углем и отправили в г. Белая Церковь. Оттуда организованно отправили в Ржев, где мы восстанавливали блиндажи и охраняли мост, построенный из железнодорожных шпал через Волгу, и учились в учебном батальоне Московского военного округа».

После дня Победы в июне месяце он был отправлен в Монголию, г. Баянь-Тюмень в 52-ю Шумленско-Венскую дивизию, с которой прошел пустыню Гоби, малый и большой Хинганский хребет, участвовал в освобождении г. Кайлу, Фаусин, Мукден и Порт-Артур. После был переведен в 16-ю бригаду морской пехоты, потом в 181-й морской дивизион в г. Дальнем, затем в 165-й дивизион в г. Порт-Артур и в июне 1951 г. был демобилизован, отслужив срочную службу 5 лет и 7 месяцев. Имеет справку-благодарность Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина.

Из воспоминаний А.Т. Сизыка:

«В 1951 г. поступил на завод им Калинина в г. Свердловске, а в 1953 г. по семейным обстоятельствам переехал в. г. Ярославль, где работал на моторном заводе в секции наладки технологического отдела и учился в Автомеханическом техникуме.

В 1960 году меня направили во вновь организованный в Ярославле Совет народного хозяйства на должность инженера производственного отдела по машиностроению, а спустя год перевели на должность инженера оборонной промышленности.

Посещая заводы, я познакомился на электромеханическом заводе с главным инженером завода, Крейцбергом Николаем Алексеевичем, человеком с необычной судьбой.

В 1936 году он окончил Московский институт и работал инженером на заводе «Динамо» по электрификации подвижного состава и первым вел электропоезд из Москвы в Ярославль. В 1937 г. его арестовали по выдуманному делу, потом целый месяц пытали, но он ничего не подписал.

Обвиняемых отправили на Колыму. Доехали до Новосибирска, возвращают в Москву – открылось «Ленинградское дело». Начали пытать. Он сказал: «Где Москва и где Ленинград, в котором я никогда не был». Опять посадили в вагон и отправили в Сибирь. Во время пыток запомнил случай в горячей бане. Теряя сознание, услышал слова медработника: «Этого еще можно держать в парилке...» На Колыме он работал на «драге» по добыче золота, внес предложение по продлению на месяц работы «драги». Был направлен в Москву на совещание золотодобытчиков с распространением методов добычи. По окончании совещания ему сказали: «Поезжай на ту же работу» и сняли конвой. Но как доехал поездом до Новосибирска – опять взяли под конвой. В 1955 г. его выпустили. Пробыл он на Колыме в заключении 18 лет.

В 1955 г. Николай Алексеевич поступил на завод ЯЭМЗ главным инженером, а в 1960 г. его пригласили на должность начальника технического отдела Совнархоза. Не проработал там и год, как его перевели директором Рыбинского радиозавода, на котором изготовлялась космическая и спутниковая аппаратура. По истечении 3-х лет потребовалось присутствие Николая Алексеевича – выводить из прорыва Ярославский радиозавод, производивший радиостанцию РСУ-4 и осваивающий радиостанцию РСУ-5, которой укомплектовывали самолеты для делегации Советского Союза во главе с Н.С. Хрущевым, летящей в США.

Исправив положение на радиозаводе, в 1961 г. Николай Алексеевич перешел на работу ректором Ярославского технологического института (так назывался он в то время).

С укрупнением совнархозов (объединили Ярославский, Костромской, Владимирский и Ивановский) с центром в г. Иваново меня пригласили на ту же должность, но я не поехал и перешел на работу в ЯТИ на должность начальника опытного производства, а с 1969 г. – на должность проректора по общим вопросам и строительству.

При непосредственном моем участии построено пять учебно-лабораторных корпусов, общей площадью 32,5 тыс. кв. м, три студенческих общежития на 1 545 мест площадью 12 тыс. кв. м, жилой дом на 96 квартир, студенческая столовая на 530 мест, спортивный корпус 600 кв. м, складские помещения, гараж на 10 машиномест, теплица, проложена 2-километровая газовая труба, проведена реконструкция парокотельной с заменой 3-х паровых котлов.

В институте был построен студенческий спортивно-оздоровительный лагерь в Некрасовском районе, столовая на 500 мест, 14 щитовых домов,

складские помещения, водная станция на железобетонной барже, устроен «эллинг» на металлической барже для хранения 2-х парусных ботов, 30 шт. весельных лодок, собрана финская баня, изготовленная в самой Финляндии – подарок шинного завода. Пробурено две скважины для питьевой воды и разводки труб по лагерю для пожаротушения.

Необходимо отметить работу института по мелиорации земель. Был образован строительный факультет с кафедрой мелиорации.

Для обучения студентов было приобретено 15 тракторов «Беларусь», один гусеничный трактор, один бульдозер, один грейдер, автомобильный кран.

Институт в целях развития обращался в главк по мелиорации о выделении средств для строительства института.

Начальник главка Алексанкин дал добро. Я встретился с заместителем главка по фамилии Виксне, рассказал о г. Ярославле и институте, подарил «на память» книги Ярославского края и русской живописи и изложил нашу просьбу. В результате были выделены средства и построен главный учебный корпус (Московский пр-т, 88) на 3,5 млн. руб., 9-этажное общежитие на 500 мест, корпус для кафедры мелиорации, выделено 600 тыс. рублей на 3 года для жилья работникам института.

В институте при общежитиях создан профилакторий с рядом процедурных и зубным кабинетом.

По итогам конкурса вузов Министерства высшего и среднего специального образования и республиканским комитетом профсоюза институт три раза занимал первое место с вручением переходящего Красного Знамени и денежной премией.

В институте велась большая воспитательная работа, создан клуб боевой и трудовой славы «Прометей», который награжден почетным знаком и грамотой Комитета ветеранов ВОВ, почетным знаком ЦК профсоюзов «Отличник шефства над Вооруженными Силами» и грамотой обкома профсоюза.

В институте ежемесячно проводились заседания клуба с приглашением прославленных полководцев, артистов, композиторов и др. известных людей.

В гости к членам клуба приезжали:     Герой Советского Союза генерал-полковник Чистяков И.М., генерал-полковник Батов П.И., контр-адмирал Чернышев Ф.И., генерал-полковник Люднинов И.И., генерал-лейтенант Смирнов Д.И., генерал-майор Осипенко А.С. (его жена Полина Осипенко была летчицей), дважды Герой Советского Союза летчик Речкалов Г.З., Герой Советского Союза Чечнева М.П., летчик Лакеев А.И., маршал связи Персыпкин И.Т., поэт Долматовский Е.А., поэт Шевнева Е.В., дважды Герой Советского Союза Маршал Чуйков В.И, контр-адмирал Папанин Д.И. и многое другие.

Комиссия клуба «Прометей» под председательством проректора Сизык А.Т. собрала и передала в Фонд мира средства на строительство Дворца пионеров в городе Ханой. Клуб «Прометей» имел комнату-музей славы, где помещались грамоты и фотографии героев.

Генерал-полковник Батов, будучи в Ярославле, обратился ко мне с просьбой оказать помощь в ремонте его дома-вотчины в деревне Фелисово Рыбинского района. Я обратился к директору авиационного завода П.Ф. Дерунову, он одно время работал со мной в Ярославском совнархозе. Им была выделена бригада строителей, и в кратчайшие сроки был сделан проект и отремонтирован дом.

Работа оценивалась в 6,5 тыс. рублей. Я встретился с П.Ф. Деруновым и попросил его отнести ремонт как дарственную от имени завода и города видному военачальнику, дважды Герою, земляку. Когда П.И. Батов спросил меня, куда перечислять деньги, я посоветовал ему написать благодарственное письмо Дерунову.

От политехнического института к 75-летию П.И. Батова я организовал цветную фотографию из финифти (В Ростове).

Со сменой руководства (Н.А. Крейцберг ушел на пенсию) пришлось поменять место работы и мне. Меня пригласили в трест «Мясопром» на должность заместителя генерального директора, где я кроме основной работы построил ж.б. забор на Ярославском мясокомбинате и заасфальтировал территорию. В пионерлагере, которым пользовались все предприятия пищевой промышленности, построил 36-метровый мост через реку Туношенку без централизованных капиталовложений и другие работы.

В эти годы был создан в Ярославле университет, которому передал здания технологический институт. Я активно принимал участие в становлении университета. Вместе с заместителем министра Захаревским определял сумму ремонта пустующего здания по ул. Кирова, 11 (приемная комиссия университета), обеспечивал ректора Сретенского Л.В. транспортом, участвовал в окончательном совещании о судьбе университета, быть ему в Ярославле или не быть.

В совещании участвовали два представителя ЦК Партии, первый секретарь обкома Лощенков Ф.И., ректор политехнического института Крейцберг Н.А., будущий ректор университета Сретенский Л.B. и я как импресарио. Совещания проходили в кремле г. Ростова Великого. Когда подъезжали к кремлю, звонили колокола, лестница была накрыта ковровой дорожкой. О проходившем мероприятии сообщу отдельно. Комиссию проводили до границы Ярославской области.

В 1984 году сложились трудности в организации и строительстве Ярославского государственного университета, вновь назначенный ректор Миронов Г.С. с помощью бывшего ректора Политехнического института Крейцберга Н.А. просили меня перейти на работу проректором ЯрГУ для решения создавшейся обстановки. Я не смог отказать в просьбе Н.А. Крейцбергу и с потерей профсоюзного стажа и понижением в заработной плате перешел в ЯрГУ проректором.

За три года работы в университете удалось достроить физико-математический корпус за Волгой, спроектировать и построить 4-этажный корпус на ул. Суркова, капитально отремонтировать корпус на ул. Советская, 10 для юридического факультета, кирпичную столовую в студенческом лагере на р. Улейма, построил 5-километровую асфальтированную дорогу от дороги Ярославль – Углич до студенческого лагеря.

В 1987 г. ушел на пенсию с оплатой в 120 рублей в месяц, через 6 месяцев ушел работать слесарем 6 разряда по изготовлению и пуску опытных установок на кафедре физики ЯПИ. 1 сентября 2000 г. уволен из института в связи с инвалидностью 2-й группы после инсульта.

За трудовую работу имею 28 грамот, из них 8 от Министерства. Награжден, именными часами Министерства обороны СССР. Почетным знаком и Грамотой Советского комитета Ветеранов войны СССР., Почетным знаком ЦК Профсоюзов «Отличник культурного шефства над Вооруженными Силами СССР», грамотой обкома профсоюза высшей школы и научных учреждений, знаком профсоюза «Ударник труда», медалями за долголетний и добросовестный труд, орденом Отечественной войны 2-й степени, 12 медалями 1941 – 1945 гг. Проработал 49 лет, а если считать со службой в Советской Армии и ВМФ 6,5 лет и 3 года колхозного труда, то получится 58 лет и 2 месяца».

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n52zt/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость