Главное:
Главный эпидемиолог Ярославской области: кто не рискует – живет без иммунитета

Главный эпидемиолог Ярославской области: кто не рискует – живет без иммунитета

Первого сентября открылись двери школ – и начался учебный год. Это заурядное еще в недавние времена событие сегодня носит едва ли не сенсационный характер. Еще бы – праздник знаний состоялся на фоне не вполне закончившейся эпидемии коронавируса.

Не слишком ли большой риск – начинать в такой обстановке очное обучение? Об этом мы поговорили с главным эпидемиологом Ярославской области Татьяной Дружининой.  

Коронавирус не уникален

– Татьяна Александровна, многие родители сейчас опасаются того, что коронавирус сегодня еще не искоренен полностью, – а значит, возобновление очного посещения школ может вызвать новый всплеск заболеваний. Насколько актуальны их страхи?

– Всплеск заболеваний ОРВИ вообще характерен для начала учебного года. Это вполне закономерно: за лето дети успевают инфицироваться новыми возбудителями – как правило, вирусами. Сам зараженный может даже и не знать, что он стал носителем, но если в кругу его общения появляется человек с ослабленным иммунитетом, то он может заболеть. Поэтому мы практически каждый год в начале октября фиксируем всплеск заболеваний острыми респираторными инфекциями среди школьников. В ноябре у них этот «обмен инфекциями» заканчивается, все обзаводятся иммунитетом, ситуация с ОРВИ стабилизируется. Безусловно, в нынешнем году часть этих ОРВИ будет вызвана именно коронавирусом. Просто потому, что он занял свое место в ряду себе подобных.

– «Подобных»? Но до сих пор речь не заходила о пандемии…

– Почему же? Новые штаммы вируса гриппа, возбудитель атипичной пневмонии – кстати, тоже из коронавирусов – это все события уже нынешнего века. Подвид коронавируса COVID-19 – не исключение. Он, как и его предшественники, попадет под «пресс» иммунитета человека, и чем больше людей будут иметь иммунитет, тем меньше возможностей к распространению у этого вируса. Причем этому коронавирусу «повезло» меньше других: новейшими исследованиями установлено, что по отношению к нему у человека вырабатывается и гуморальный, и клеточный виды иммунитета. Чтобы не уходить в узкоспециальные сферы иммунологии, скажем, что благодаря первому в организме человека вырабатываются специфические антитела к возбудителям инфекционных заболеваний, а второму – образование клеток памяти, также препятствующее развитию инфекционного процесса. Поэтому в результате естественной иммунизации все больше выявляется людей с иммунитетом к этому возбудителю, которые не только не болели, но и недомогания не ощущали.

– Как можно защитить детей?

– Отчасти об этом позаботилась сама природа. Я проанализировала количество случаев заболеваний коронавирусом. На 7 037 заболевших в Ярославской области – всего чуть больше четырехсот детей, причем школьников от семи до семнадцати лет – около двухсот. Таким образом, можно предположить, что риск заболеть этой инфекцией у детей ниже, чем у взрослых, естественная иммунизация у них проходит иногда даже бессимптомно

– А как быть тем детям, которые пойдут в первый класс, но при этом не посещали дошкольные учреждения? Наверное, они входят в группу риска?

– Я очень скептически отношусь к тому, что ребенка можно сделать стерильным. Чаще бывает так, что именно не «организованные» дети посещают огромное количество учреждений дополнительного образования, постоянно вовлечены во «взрослую» жизнь родителей, регулярно наведываются в торговые центры… И в итоге имеют даже больше контактов, чем их сверстники, посещающие ясли и детские сады. В группу риска входят скорее часто и длительно болеющие первоклассники или те, которые имеют некоторые хронические заболевания. Но помимо иммунитета есть еще ряд факторов, существенно влияющих на заболеваемость. И те меры, которые сегодня принимаются против распространения коронавируса в школах, должны существенно снизить заболеваемость всеми ОРВИ, передающимися воздушно-капельным путем.

– Имеются в виду изменения в организации образовательного процесса?

– Да, сегодня в школах к началу учебного года подготовились во всеоружии. И тут надо сказать «спасибо» коронавирусной инфекции, потому что именно она заставила всех нас изменить отношение к гигиене. Новые принципы организации образования в большой степени ограничивают передачу всех инфекций – не только вирусных. Потому что сами микроорганизмы перемещаться в человеческом понимании не могут. Они передаются либо при непосредственном контакте, либо на каком-то носителе: биологических жидкостях, пыли, воде. Все, что сегодня внедрено в школах – разделение потоков движения учеников, введение обязательной термометрии, дезинфекционные мероприятия, ограничение контактов, – даст весьма серьезный эффект для пресечения путей распространения вирусных инфекций. А если еще в каждой семье ввести обязательную влажную уборку и постоянное проветривание помещений… Дети болели бы в несколько раз реже.

– Что еще можно посоветовать родителям школьников для укрепления иммунитета детей?

– Я бы обратила внимание на то, что не стоит требовать от ребенка обязательных и абсолютных успехов в учебе с первого дня. Уход с продолжительных каникул – это и без того стресс для ребенка. Стресс – защитная реакция организма. Но всякая защитная реакция – это подключение тех его ресурсов, которые входят в «неприкосновенный запас». Организм – особенно детский – не слишком хорошо умеет распределять эти ресурсы. И очень часто падение иммунитета – особенно у учеников младших классов – связано с тем, что их просто не остается на его поддержание.

Не вирусом единым

– В «доковидную» эпоху наибольшие усилия эпидемиологов были направлены на борьбу с гриппом. Наверное, это и сейчас не потеряло актуальности? Главной мерой борьбы с этим вирусом считалась вакцинация. И тут возникает сопротивление некоторой части общества. Не будем сейчас упоминать о принципиальных борцах с прививками – это тема отдельного разговора. Но и противники прививок именно от гриппа аргументируют свою позицию весьма здраво: вирус гриппа постоянно мутирует, значит, привиться можно только от тех его штаммов, которые уже известны науке. А болеют люди преимущественно, заразившись новыми штаммами.

– Определенная логика в этих рассуждениях есть, но имеется и некоторый изъян. Дело в том, что современная вакцина содержит генетический материал двух линий вируса группы А и двух – группы B, что перекрывает практически весь спектр штаммов вируса гриппа, циркулирующих среди людей. Раз в несколько лет появляется новый штамм, мутации которого настолько принципиальны, что иммунитет, появившийся после прививки обычной вакцины, неэффективен против него. Но большая часть заболеваний – это именно заражения уже известными штаммами, от которых вакцина защищает. Иными словами: вакцинирование не дает стопроцентной гарантии от возможного заболевания, но снижает его вероятность, облегчает его течение и уменьшает риск осложнений.

– Остается только дождаться такой же вакцины против коронавируса – и наш разговор мгновенно потеряет актуальность...

– Методика, по которой ее создавали российские ученые, аналогична той, которая была реализована при создании вакцины против гепатита B. И если три-четыре десятилетия назад этот вид гепатита был серьезной проблемой, то сегодня мы наблюдаем только единичные случаи заболевания. Сложно сказать, будет ли такой же эффект после внедрения вакцины против COVID-19 – там несколько иные механизмы передачи – но свое «спасибо» ученым, создающим вакцину, мы еще скажем.

– И последний вопрос: успеют ли они до «второй волны» заболеваемости, о которой с приближением осени говорится все чаще и чаще?

– А это не слишком существенно. Любая эпидемия, вызванная возбудителями, передающимися воздушно-капельным путем, имеет сходную динамику. В результате накопления числа иммунных лиц к конкретной инфекции каждый следующий пик менее выражен, чем предыдущий. Появление вакцины очень важно, но не будем забывать и о естественной иммунизации населения. В конце концов, человечество сосуществует с микроорганизмами, в том числе вирусами, в ходе всей своей истории.

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n5dem/
коронавирус

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость