Повышение проезда и питание в детских садах: чему УФАС уделяло внимание в 2017 году

Повышение проезда и питание в детских садах: чему УФАС уделяло внимание в 2017 году

2017 год оказался очень результативным для Ярославского УФАС. О том, какие интересные и громкие дела были в работе у специалистов этого ведомства, наш разговор с врио руководителя Иваном Паутовым.

– Иван Геннадьевич, на что больше всего жаловались жители области в 2017 году?

– На нарушение антимонопольного законодательства со стороны хозяйствующих субъектов поступило 663 обращения, из них 19 – на нарушение правил подключения к сетям водо‑, газо‑, электроснабжения, на нарушения со стороны органов власти – 76 обращений.

Рассмотрено 365 жалоб на нарушения Федерального закона №44‑ФЗ при размещении госзаказов и 160 заявлений о нарушении рекламного законодательства. Общая сумма наложенных штрафов превышает 22 миллиона рублей.

Стоит отметить, что если в 2016 году у нас не было выдано ни одного постановления о наложении штрафов за нарушение закона о торговле, то в 2017‑м мы оштрафовали хозяйствующие субъекты на общую сумму 800 тысяч рублей.

– Это, по всей видимости, связано с проверкой торговых сетей, о которой мы говорили в прошлом интервью?

– Да, еще раз напомню, что в 2016 году вступили в силу изменения в закон о торговле, направленные на создание недискриминационного доступа поставщиков на товарный рынок. По поручению ФАС России мы проводили внеплановые документарные проверки – проверяли договоры торговых сетей с поставщиками на соответствие вступившим в силу изменениям.

Нарушители были привлечены к административной ответственности в виде предупреждения или штрафа.

– УФАС также проводит проверку по факту повышения стоимости проезда в маршрутках?

– Да, проверка начата с ноября 2017 года, после того как некоторые частные перевозчики города Ярославля повысили плату за свои услуги. Перевозчики имеют на это право: органы местного самоуправления не вправе регулировать стоимость проезда в частном транспорте согласно Федеральному закону №220‑ФЗ «Об организации регулярных перевозок». Однако нас заинтересовало то, что стоимость проезда у многих перевозчиков поднялась единовременно и на одинаковую сумму, хотя затраты на каждом маршруте должны быть разные. Мы проверяем перевозчиков на наличие сговора или установление монопольной высокой цены. Согласно закону о защите конкуренции запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами‑конкурентами, если они приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен.

– В прошлом году вы проводили еще одну проверку, связанную с переводом питания в детских садах на аутсорсинг.

– С 14 декабря Ярославское УФАС проводит внеплановую проверку департамента образования мэрии города Ярославля, ООО «Комбинат социального питания» и нескольких детских садов города. Она инициирована в связи с тем, что около 100 учреждений заключили контракты по поставке горячего питания с одной и той же компанией – ООО «Комбинат социального питания». Антимонопольный орган не исключает возможности создания одному из участников рынка по организации питания преимущественных условий.

В ходе проверки были изучены закупки питания 5 детских садов города, причем оказалось, что все учреждения заключают контракты с единственным поставщиком сроком на две недели. Кстати, ранее нашим ведомством по поступившей из прокуратуры области информации уже был признан факт искусственного дробления закупки питания одним из детсадов с целью ухода от проведения конкурентных процедур.

Сам по себе перевод организации питания на аутсорсинг не является нарушением. Антимонопольный орган интересует способ осуществления этого перехода. В рамках проверки мы устанавливаем уровень самостоятельности действий заведующих детских садов при заключении этих контрактов.

– Причиной еще одного резонансного дела стали звонки одного из медицинских центров с предложением услуг. Принято ли какое‑то решение?

– Мы признали ненадлежащей рекламу услуг медицинского центра Рыбинска, распространяемую по сетям электросвязи без согласия абонентов на ее получение и с применением средств автоматического набора абонентских номеров. В данном случае нарушены требования частей 1, 2 статьи 18 ФЗ «О рекламе». Выдано предписание прекратить действия, нарушающие закон, а материалы дела переданы для возбуждения административного дела по части 1 статьи 14.3 КоАП.

У нас был шквал жалоб на надоедливые звонки и рекламу услуг по похудению. В ходе рассмотрения заявлений установлено, что медцентр ООО «Селена‑М» звонил жителям области с 17 телефонных номеров.

Его сотрудники представили пояснения, в которых объяснили, что в колл‑центре установлено специальное программное оборудование. Абонентский номер программа выбирала путем подстановки случайных чисел. Таким образом, даже после просьб жителей перестать их беспокоить звонки не прекращались.

Как следует из содержания полученных нами аудиозаписей телефонных разговоров, перед их началом вопросы о согласии абонентов конкретно на получение рекламы не задавались. В связи с этим со стороны абонентов отсутствовало волеизъявление на получение рекламы об услугах медицинского центра.

Теперь компании грозит штраф от 100 000 рублей.

– С 2017 года управление участвует в приоритетной правительственной программе «Реформа контрольно‑надзорной деятельности» и проводит публичные обсуждения. Расскажите об этих мероприятиях и будут ли они проводиться в этом году?

– Действительно, ФАС России и ее территориальные органы являются участниками этой реформы, главные цели которой – снижение административной нагрузки на бизнес и повышение уровня информирования подконтрольных лиц. Публичные обсуждения по сути представляют собой семинары как для подконтрольных лиц, так и потенциальных заявителей. Их проведение направлено на повышение уровня информированности заказчиков, органов государственной власти и местного самоуправления, предпринимательского сообщества о требованиях действующего законодательства, открытости органов власти.

В этом году темы обсуждений были сформированы отдельно по каждому направлению контрольной деятельности УФАС: закупки по 44‑ФЗ, реклама и недобросовестная конкуренция, контроль органов власти и монополистов.

На 2018 год запланировано проведение четырех таких мероприятий, план‑график будет опубликован на нашем сайте. Любой желающий может посетить их и задать интересующие вопросы руководящему составу регионального управления ФАС.

– Мы знаем, что управление ведет активную деятельность и пропагандирует здоровую конкуренцию и в социальных сетях.

– Да, под конец года мы проводили конкурс в группе «ВКонтакте» на лучшего знатока антимонопольного законодательства. У нас определились два победителя. Мы благодарим своих читателей за внимание к антимонопольному органу, победителей мы пригласили в наше управление для получения памятных подарков. Также приглашаю читателей «Северного края» присоединиться к нашим интернет‑сообществам и следить за нашей деятельностью в удобном формате.

В завершение нашего разговора позвольте поздравить наших читателей от себя лично и от имени Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области с наступившим Новым годом и Рождеством! Я желаю жителям нашей области процветания, семейного благополучия, установления монополии на любовь и уют в каждом доме. Надеюсь, что этот год станет плодотворным для нашей области – столица Золотого кольца и окружающие ее города будут преображаться все больше и больше. Конечно, хочется верить, что нарушений антимонопольного законодательства станет меньше. Однако если вы столкнетесь с ними, не медлите – обратитесь в наше ведомство.

ЯрославльУФАС

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Комментарии: