Главное:

За пивом в Рыбинск, а не в Чехию! Какие новые маршруты для туристов придумали в Ярославской области

Куда в Ярославле сводить неожиданно нагрянувшую тётю из Италии? А друзей из Москвы или Питера, которые приехали на выходные, и, кажется, чего только не видели в своих мегаполисах? Традиционно гостей в Ярославле «выгуливают» на одном пятачке: храм Ильи Пророка, набережная, Стрелка… А потом — пропустить по стаканчику в баре на Кирова. Идешь по своему привычному маршруту. Вот и весь променад. А если гости приехали на неделю — что им предложить? Тем временем развитием новых туристических направлений сейчас занимаются на самом высоком областном уровне. Об этом мы поговорили с директором департамента туризма Ярославской области Юлией Рыбаковой. И узнали, что ждет регион в ближайшее время и как развлекать туриста, чтобы он захотел приехать снова и снова?

 Туристов будем возить на Красный Перекоп

— В стратегических планах — развивать всю набережную в сторону Красного Перекопа, а затем и сам Перекоп. Там есть что показать: уникальные здания промышленного и гражданского строительства, Ярославская большая мануфактура, Петропавловский парк. Сейчас он, конечно, в плачевном состоянии, но его необходимо обустраивать и приводить в порядок, — говорит Юлия Рыбакова. — В планах — создание музея Ярославской большой мануфактуры. Инициаторы проекта уже получили грант. Поверьте, со временем Красный Перекоп займет достойное место в туристических маршрутах Ярославля.

— Петропавловский парк что-то долго обустраивают… Столько разговоров было.

— Я не могу отвечать за прошлое. Но я могу попробовать изменить будущее. Красный Перекоп очень интересен своим ландшафтом, архитектурой, жизненным укладом. В это нужно вкладываться.

— А будут ли делать еще что-то вне центра города?

— Мы так же видим перспективным для развития рекреационную зону вокруг зоопарка. Логично на этой территории обустроить парки, прогулочные зоны и объекты развлечений. Но это очень отдаленная перспектива — года до 2025 минимум.

 За духовными поисками в Ярославль вместо Индии

— Есть такое представление, что Ярославль — город церквей, и что «по храмам» едут люди пожилого возраста. А молодые люди за душевным покоем путешествуют в Индию или Таиланд. Можно у нас такой, «духовный» вид туризма развернуть в сторону молодежи?

— Да, тренд такой есть. Мы живем в мире, полном стрессов, и совершенно естественно желание вырваться из повседневной суеты, устроить себе перезагрузку. Это, безусловно, перспективное направление, и оно сейчас популярно среди туристов всех возрастов, включая молодежь. В регионе оно традиционно неплохо развито, взять хотя бы Толгский монастырь, монастыри в Переславском районе, в Ростове. Но серьезный подход к духовному туризму — вопрос очень далекой перспективы, в настоящий момент он не является ядром в развитии туристической отрасли в регионе.

— А что же тогда ядро?

— У нас есть уникальное предложение — 11 городов, каждый из которых обладает своей культурой, со своими особенностями жизни, с которыми интересно знакомиться. Три из них традиционно входят в Золотое кольцо России, пять расположены на Волге. Наши города, их структура и планировка, городской уклад — это отражение жизни Древней Руси, как особенного государства, состоящего из множества городов. Эта многовековая история и уникальный культурный код территории очень интересны современным туристам, которые путешествуют по городам.

Ставки на городской туризм потребуют от нас переоформления исторических центров. Они должны стать более комфортными для гостей и туристов: нужно больше зеленых зон, высококлассный сервис, насыщенная событиями городская среда, чтобы люди хотели проводить у нас время. Кстати, это предложение работает не только для туристов извне. Ярославцам тоже стоит обратить внимание на города Ярославского региона. Внимания наших жителей заслуживают абсолютно все: Ростов, Переславль, Мышкин, Углич, Рыбинск, Тутаев, Гаврилов-Ям, Любим, Данилов, Пошехонье…

— Неужели кто-то ездит в Данилов или Гаврилов-Ям на экскурсии?

— Будут ездить! А в Гаврилов-Ям, сейчас, кстати, уже приезжают большие группы — там очень активно работают специалисты по развитию туризма. Вот вам пример их эффективности: буквально на днях подведены итоги Национальной премии в области событийного туризма Russian Event Awards 2017 — и Гаврилов-Ям отмечен сразу тремя наградами.

Оставьте ваши денежки

— Кто всё-таки в регион приезжает? Какая аудитория? Пенсионеры и школьники?

— Конечно, основной поток — это те, кто едет по Золотому кольцу. Смотрят три четыре традиционных объекта и уезжают. У нас задача — чтобы туристы задерживались в регионе на несколько дней, гуляли, отдыхали, — словом, оставляли деньги. И вторая задача — работать с другим потоком, растущим год от года: это туристы, которые путешествуют индивидуально, приезжают на машинах. Семьи, компании молодых людей. Вот наша целевая аудитория.

Туризм и дороги

— На машинах как-то страшно к нам ездить. Слава о наших дорогах вышла далеко за пределы области. Люди, например, до недавнего времени были в шоке от улицы Терешковой. А ведь она прямо в центре.

— Да, в туризме сарафанное радио работает эффективно. И если дороги совсем плохие, турист сто раз подумает, прежде чем приехать. Но я много езжу по стране и могу точно сказать: сейчас наша область сильно продвинулась в этом вопросе. Конечно, ситуация с дорогами была настолько запущена, что быстро ее не исправить. Но все федеральные трассы сейчас в довольно качественном состоянии, начался ремонт региональных дорог. Вот и улицу Терешковой сделали. И мы информируем рынок о том, что ситуация меняется.

Ездят в Ярославль, чтобы поесть, погулять по барам и посмотреть на снег

— Поговорим о еде. Идея с ярмарками, «Пиром на Волге» прошла на ура. Будут ли какие-то гастрономические маршруты, чтобы люди приезжали поесть или выпить? Попробовать что-то такое, что есть только у нас. Как ездят, например, в Грузию за вином или в Чехию за пивом.

— Да, ярмарок однозначно будет больше. У Ярославской области в приоритете развитие сельского хозяйства и органического производства. Поэтому и мы в туризме поддерживаем локальные гастрономические бренды и фермерские продукты. Например, в Угличе этим летом стартовал фестиваль «Углече поле» с кухней на углях. В Рыбинске планируем развивать гастрономический фестиваль с рыбными закусками. Тем более что рыба хороша, как вы понимаете, с пивом, а в Рыбинске уникальный, очень необычный пивзавод. И дегустировать его продукцию можно там же, в уютном кафе. Ярославлю в этом плане сложнее всех, найти свое блюдо нелегко. Летом возникла тема с новым историческим блюдом ярушками — рыбными пельменями. Но тут Ярославль явно опоздал: у нас нет культурных оснований закрепить пельменную традицию в качестве регионального бренда. За звание родины пельменей уже давно борются несколько регионов Сибири и Удмуртия. Но шанс сделать из этого продукта крепкий локальный специалитет высок. Нашей волжской территории вообще нужно развивать всё, что связано с рыбными блюдами. А также полезно вспомнить, что Ярославль некогда был славен особым форматом городского общепита — трактирами и трактирщиками. Сейчас этот формат незаслуженно забыт, но ряд предпринимателей уже вместе с нами думают над такими проектами.

— К нам на выходные приезжает много москвичей прогулять по барам. Ехать близко, а цены для них смешные. Это тоже может стать туристическим направлением?

— Да, это важная составляющая городского туризма. У нас достойный набор ресторанов и баров — кстати, не только в Ярославле. Хорошая ресторанная традиция сформировалась в Рыбинске. Вообще, у нас много новинок в этой сфере. Например, в Переславле московские рестораторы планируют строить большой эко-комплекс, где гостей будут угощать органически чистыми и свежими продуктами с собственной фермы. Местные жители пишут в соцсетях: зачем это строить? Там будет дорого! Да, недешево, но проект и рассчитан на обеспеченных гостей — в первую очередь из Москвы.

Москва — огромный ресурс для нас. Тем более что от столицы до наших городов — два, три, четыре часа езды. Вполне сравнимо с дорогой на дачу. Нам действительно есть что предложить москвичам, но мы иногда сами не понимаем преимуществ. Например, зимой в Москве практически нет снега, его весь убирают. И для жителя мегаполиса прогулка по уютным заснеженным улочкам — фактически экзотика. Именно поэтому мы запустили рекламную кампанию в Москве с концепцией «Выходные в Ярославской области» и «Зима в Ярославской области». В столице уже висят билборды, скоро по центральному телевидению будут транслироваться ролики про зимний отдых в нашем регионе.

Ярославский Новый год покажут по московскому телевидению

— А что с новогодним туризмом? Много народа приезжает к нам на Новый год?

— Как правило, это самый высокий сезон, гостиницы заполнены. Но будем честны: у нас нет уникального новогоднего предложения. Его нужно создавать, если мы хотим получить своего туриста, который ехал бы именно к нам. Но это в планах. А пока важнее всего приводить город в порядок, делать дороги, парки, реставрировать фасады. Хотя, безусловно, с учетом прошлогоднего опыта, Новый год — 2018 в Ярославле обещает быть красочным и интересным.

Покажите туристам, как люди до сих пор берут воду на колонке

— Как всё-таки развлечь туриста, который приехал в Ярославль на неделю, и через три дня не умереть от скуки?

— Отвезите гостя в Ростов, Переславль, Рыбинск, Тутаев…

— В Тутаев? А что там показывать?

— Например, сейчас там активно развивают парк СССР. Тем более что и повод есть — в этом году отмечается столетие революции. В парке поставили эстраду, духовой оркестр будет играть по выходным. Поделюсь собственным опытом: приезжала знакомая из Испании, хотела детям показать настоящую Россию. Мы отвезли её в Вятское. Она говорит: «Все как на картинке, но мы хотим увидеть настоящую жизнь». И мы показали им левый берег Тутаева. Они в восторге были, смотрели на деревянные дома, любовались наличниками, изразцами. Им интересно даже, как люди воду на колонке берут. Настоящая жизнь без прикрас, погружение в атмосферу города — вот что привлекает современного туриста.

Автор Анна Лурье
Фото Правительства ЯО, Бар 1878/Vk.com, Александры Савельевой и текст предоставлены ООО «Ругион Медиа»

туризмЯрославская область