Главное:
Воскресная рецензия. «Дубровский»: покореженная классика
476

Воскресная рецензия. «Дубровский»: покореженная классика

Непросто найти произведение, которое было бы так же трудно перенести на современную почву, как роман Пушкина «Дубровский». Ведь практически все его сюжетные ходы вытекают из социальных реалий начала XIX века. Авторы новой экранизации классики очень старались, однако сделать историю достаточно убедительной им не удалось.

Основную ставку сценаристы сделали на единственную оставшуюся актуальной со времен Пушкина проблему: на способность богатства давать человеку огромную власть над другими. Так что главным в фильме стал конфликт между Троекуровым и жителями деревни, которую снесли из-за его махинаций.

Однако вместо того, чтобы рассказать драматичную историю противостояния правых, но бесправных жителей деревни с влиятельным, но нечистым на руку бизнесменом, авторы фильма разворачивают локальную войну с лозунгами вполне в духе современной политики: «Если ты не с нами, значит, ты с ними». При этом обе стороны конфликта вызывают одинаковую неприязнь. С обеих сторон оказываются воры и убийцы. 

Впрочем, в фильме вообще нет ни одного персонажа, вызывающего симпатию. В новом «Дубровском» целая галерея социальных типов. Вот бизнесмен, вот деревенские жители, вот фермер, вот «золотая молодежь», вот не очень «золотая», но очень образованная молодежь, вот ушлый чиновник, вовсю пользующийся служебным положением, вот ОМОН, вот гаишник… Логично предположить, что фильм претендует на демонстрацию довольно широкого среза современного общества. Вот только выходит, что общество это на девяносто девять процентов состоит из подлецов и дураков.

Во время просмотра фильма постоянно возникают вопросы. Сюжет Пушкина, который сценаристы в большинстве случаев старались передать достаточно точно, постоянно конфликтует с современностью. И если в упрямство отставного полковника, оскорбившегося на глупую и безобидную, в общем-то, шутку, еще можно как-то поверить, то Дубровский-младший, который зачем-то бросает работу в Москве, чтобы уйти в лес вместе с несколькими деревенскими бунтарями, выглядит по меньшей мере странно. Успешный юрист, желая помочь жителям Кистеневки, сначала обещает заступиться за обездоленных в суде. И это кажется вполне логичным решением. Однако, после того как не в меру ретивый деревенский мужик заживо сжигает отряд ОМОНа, Дубровский внезапно меняет тактику. Понимая, что развязанная война неправильна, он даже не пытается спорить с поджигателем.

Безволие младшего поколения вполне можно считать одной из основных тем фильма. И гораздо ярче, чем в Дубровском, это качество проявляется в характере Маши Троекуровой. Все ее действия говорят о том, что девушка просто не знает, чего на самом деле хочет. Этим она сама объясняет свое возвращение к отцу после учебы в Лондоне: не смогла выбрать работу и решила еще подумать. И по сути этим же мотивирует финальный отказ уехать с Дубровским. Если в начале фильма Маша еще может показаться тонкой натурой, которая не может молчать, видя несправедливость, то в финале ей уже нет никакого дела до того, что люди отца жестоко избивают солдата за то, что тот доставил письмо Дубровскому. Удивительно легко Маша соглашается выйти замуж за нелюбимого человека. Создается впечатление, что стабильность и возможность не принимать решений для нее важнее чувств и моральных принципов.

Есть в фильме и сюжетные нестыковки. Почему, например, нанимая иностранного консультанта для незаконной аферы, Троекуров даже не удосуживается заранее узнать, как тот выглядит? Это в век Интернета и социальных сетей. И каким чудом Дубровскому удается выдать себя за другого человека, воспользовавшись чужим паспортом?

При всех своих недостатках фильм получился вполне динамичным, сюжет не провисает и выглядит полноценным, несмотря на то, что это сокращенный вариант пятисерийной телеверсии. 

И все-таки остается ощущение некоторой небрежности, с которой фильм снят. Бесцветна игра исполнительницы главной роли. Яркие красивые кадры возникают как будто случайно и теряются в череде бледных эпизодов, снятых на фоне однотонных стен и потолков (камера почти всегда снимает персонажей снизу вверх).

При взгляде на эффектный финал картины сам собой напрашивается вывод: единственный способ не испачкаться в грязи этого мира – быть недоразвитым деревенским дурачком.

Смотреть в Ярославле: «Родина».

Какие фильмы вышли в Ярославль на этой неделе, читайте в материале «Кинопремьеры недели»

Фото: kinopoisk.ru

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n3zza/
кинорецензия

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость