Воскресная рецензия. «Большие глаза»: красочный байопик от Тима Бертона
Новый фильм, срежиссированный Тимом Бертоном, заметно отличается от большинства его картин. Начать с того, что это нефантастический фильм и в нем нет Джонни Деппа – одного из главных талисманов режиссера. За байопик Бертон берется второй раз. И это снова история о человеке искусства. Только если снятый двадцать лет назад «Эд Вуд» был посвящен «худшему режиссеру Голливуда», то «Большие глаза» рассказывают о знаковой фигуре в мире современной живописи – художнице Маргарет Кин, подарившей миру портреты детей с огромными глазами. Именно ее работы положили начало поп-арту.
История начинается с того, что Маргарет, сбежав от первого мужа, оказывается в Сан-Франциско. Матери-одиночке, живущей в Америке 50-х годов, приходится нелегко. И нет ничего удивительного в том, что скромная художница попадает под влияние обаятельного риелтора Уолтера Кина, который в свободное от коммерческой деятельности время рисует парижские улицы. Вскоре после свадьбы, поняв, что картины жены интересуют людей гораздо больше, чем его пейзажи, Уолтер поддается соблазну приписать себе авторство этих портретов. Маргарет же превращается в конвейер по производству хорошо продающихся картин.
На примере истории Маргарет Кин Тим Бертон и его соавторы противопоставляют способность создавать произведения искусства и способность продавать их. Эти качества редко сочетаются в одном человеке, так что Уолтер и Маргарет в каком-то смысле великолепно дополняют друг друга. Однако их общий финансовый успех строится на обмане и подавлении воли, и однажды это вполне закономерно приводит к взрыву.
Семейные отношения в «Больших глазах» становятся метафорой взаимоотношений искусства и коммерции. В мире, подчиненном законам выгоды, талант является «слабым звеном». Он оказывается в подчиненном положении, но при этом не может до конца смириться с необходимостью лгать. Еще один важный вопрос, который ставит фильм Бертона, заключается в том, как долго искусство, подчинившееся требованиям рынка, сможет оставаться искусством.
Безусловно, раскрытие этих идей было бы невозможным без блестящего актерского дуэта Эми Адамс и Кристофа Вальца. За роли в «Больших глазах» они оба номинированы на «Золотой глобус».
Создавая фильм о художнице, мастер визуального жанра Тим Бертон явно находится в своей стихии. «Большие глаза» – яркая и очень красивая картина, хотя в ней и нет любимых режиссером преувеличенно насыщенных цветов, выводящих изображение за грань реальности. Однако это не делает цвет менее значимым элементом. Художник живет в мире цвета, Маргарет почти всегда находится в пространстве, наполненном яркими красками. В первую очередь это ее мастерская, в которой героиня переживает наиболее сильные эмоции: счастье от возможности творить и боль от осознания предательства мужа. Не менее важным пространством становится яркая природа Гавайев, воплощающих для Маргарет образ рая.
В фильме нашлось место и для трогательных эпизодов, и для иронии, и для жутких сцен семейных скандалов, и для социальной критики, связанной с положением женщины в обществе. Рассказанная история напоминает сказку, что, впрочем, не мешает ей быть вполне реальной.
Смотреть в Ярославле: «Киномакс», «Синема Стар» (на Московском проспекте), киноклуб «Нефть» (с субтитрами).
Какие фильмы вышли в Ярославле на этой неделе, читайте в материале
Комментарии: