Так не прокатит. Как в Ярославской области борются с недобросовестными перевозчиками
Работой такси занимается масса ведомств: ГИБДД, региональные агентство транспорта и департамент безопасности, налоговая, миграционная, антимонопольные службы, управление по борьбе с экономическими преступлениями областного УМВД. Нянек много, а вот частный извоз, увы, до последнего времени напоминал безнадзорное дитя. По крайней мере участившиеся ДТП с такси явно на это указывают. Что предпринимается на региональном уровне для того, чтобы изменить ситуацию, выяснила корреспондент «СК».
С шашечками наголо
Наверное, есть и доля случая в том, что в Ярославле с промежутком в несколько дней произошли сразу три аварии с участием такси. Самая трагичная и, конечно, обсуждаемая – на Октябрьском мосту. Об этом уже писал «СК»: 18 августа в час пик на мосту через Волгу 40-летний водитель автомобиля «Рено Логан» таксомоторной компании «Тройка» не справился с управлением и выехал на полосу встречного движения, после чего лоб в лоб столкнулся с «Шевроле Эпика». В ДТП пострадали две пассажирки такси, одну из женщин врачи не смогли спасти. Практически сразу после аварии свидетели трагедии заговорили о том, что водитель явно был нетрезв. Состояние алкогольного опьянения зафиксировали и сотрудники ГИБДД. Хотя сам виновник до последнего отпирался, уверяя, что пил уже после аварии, с горя. А на встречке оказался из-за подрезавшего его МАЗа.
По факту ДТП было возбуждено уголовное дело. В рамках расследования сейчас проводятся необходимые следственные действия, экспертизы – судебно-техническая, судебно-медицинская, проводится допрос участников и очевидцев. Сам же виновник ДТП со смертельным исходом по решению суда был взят под арест.
Не успела общественность переварить это ЧП, как последовала новая авария с участием машины с шашечками – на этот раз бремя «славы» пришлось нести диспетчерской службе «Максим». И снова водитель оказался пьян. К тому же, как выяснилось, его уже не раз привлекали к административной ответственности за нарушение ПДД, в том числе за езду в нетрезвом виде. В довершение ко всему сотрудники ГИБДД обнаружили еще один нюанс: водительское удостоверение извозчика имело явные признаки подделки. В результате ДТП оба водителя отделались незначительными повреждениями, а вот пассажир такси был госпитализирован.
Ну и последней сводку подобных ДТП пополнила авария в Полушкиной роще, произошедшая 22 августа у одного из ярославских автосалонов. Таксист на «Рено Логан» совершенно непонятным образом угодил в стоявшую на месте иномарку, отчего последняя практически въехала в автосалон.
Конечно, можно сказать, что такое наложение аварий с участием такси – чистой воды случайность. Но не зря говорят, что три коровы, пролетевшие в небе, уже закономерность.
В тени быть выгоднее
На территории региона разрешения на таксомоторные перевозки выдаются областным агентством транспорта. Как пояснили в ведомстве, всего лицензий на частный извоз с 2011 года выдано чуть более восьми тысяч, около трехсот по разным причинам были сданы обратно. Выдается разрешение сроком на пять лет. Для его получения требуется всего лишь заявление, подтверждение регистрации в налоговых органах и право пользования на машину. Перевозчик такси обязан своевременно организовывать медицинский осмотр водителей и контроль технического состояния машины перед выездом на линию.
Авто должно быть обозначено шашечками на борту и оранжевым фонарем на крыше. Информация о перевозчике, условиях оплаты, визитная карточка водителя с фотографией, контакты надзорных инстанций требуется хранить в салоне такси. Таксометр предполагается лишь в том случае, «если плата определяется в соответствии с показаниями таксометра на основании установленных тарифов». Так должно быть.
Реальность несколько иная. Проверки ГИБДД показывают, что каждый третий проверенный в Ярославле за последнее время перевозчик, будь то такси или маршрутка, имеет нарушения.
– Ситуация не может не беспокоить, – говорят в региональном ГИБДД. – Нарушения правил перевозок пассажиров маршрутками и легковым такси в ходе спецмероприятий фиксируются достаточно часто. Это и отсутствие техосмотра, страховок, непристегнутые водитель или пассажиры, дети без удерживающих устройств.
Проверяют такси и чиновники регионального агентства транспорта. Но делать это они могут, по словам консультанта отдела организации пассажирских перевозок ведомства Дмитрия Малкина, исключительно по плану:
– На сайте прокуратуры вывешивается информация по плановым проверкам на год вперед, – говорит Дмитрий Валерьевич. – Оповестить о своем приходе мы должны за трое суток. Контролируем только наличие медосмотров до и после рейса, техническое состояние машин, наличие производственной базы. Нельзя говорить, что перед нашим приходом создаются воздушные замки. Большинство такси, оформляя лицензию, показывают, что хотят работать добросовестно.
Внеплановые же проверки проходят в исключительных случаях, таких как авария на Октябрьском мосту. Но это только надводная часть айсберга. Куда сложнее контролировать диспетчерские службы, которые официально оказывают лишь информационные услуги, а также тех перевозчиков, кто таксует нелегально. Вывести на чистую воду «бомбил» могут лишь сотрудники управления экономической безопасности и противодействия коррупции областного УМВД в ходе контрольных закупок, доказав факт неоднократных перевозок пассажиров. Что в действительности очень сложно. Поэтому быть нелегалом по-прежнему, гораздо выгоднее.
Черный список для такси
На участившиеся ЧП с участием такси и общественного транспорта областные власти отреагировали практически сразу, разные ведомства отметились внеплановыми проверками перевозчиков. Как заявил заместитель председателя регионального правительства Михаил Крупин, губернатор распорядился создать своеобразный антирейтинг маршрутных и персональных такси. В минус тому или иному перевозчику пойдут не только ДТП, но и другие противоправные действия или недобросовестное поведение в отношении клиентов.
Особо отличившихся маршрутчиков региональные власти будут лишать права работать на конкретном маршруте. Владельцам легковых такси при наличии большого числа жалоб не продлят действие разрешения. А в отдельных случаях разрешение на перевозки будет аннулировано досрочно – правительство сможет обращаться в суд и прокуратуру с ходатайством прекратить его действие. В ближайшем будущем региональные власти планируют также провести собрание представителей такси, участниками которого станут и члены межведомственного корсовета – с тем, чтобы найти общие точки роста.
Кстати
Депутаты Ярославской областной Думы обратились в 2014 году к федеральным коллегам с инициативой внести изменения закон о такси. Цель – законодательно определить понятие «диспетчерская службы такси» именно как таксомоторной компании. Пока решения Госдумы нет. А многочисленные диспетчерские службы такси в Ярославле и не только продолжают официально оказывать лишь информационные услуги для граждан.
Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n49cb/
Комментарии: