Главное:
562

Кендал Генри: «Художники – это душа города»

Американский дизайнер наглядно продемонстрировал, как с помощью искусства можно влиять на людей

В Ярославль из Нью-Йорка приехал известный куратор проектов по паблик-арту Кендал Генри. Приехал – и сразу принялся за дело: под его руководством ничем не примечательный скверик за памятником Федору Волкову превратился в город птиц. Там поселились удивительные крылатые создания, а на деревьях разместились причудливых форм кормушки и скворечники. В общем, что-то необычное случилось со сквером. Зачем Кендал и его ярославские товарищи сделали такое? Об этом он рассказал нашей газете.

Яр-досье

Кендал Генри родился на Карибских островах. По профессии он – консультант по программам Public Art и дизайну городского ландшафта, художник и куратор. Живет в Нью-Йорке, работает над созданием проектов и программ в США, Европе и Австралии. В прошлом – менеджер проектов в программе «Процент на искусство», созданной департаментом культуры Нью-Йорка.
Public Art – публичное (или, как его еще называют, уличное) искусство в городской среде, ориентированное на неподготовленного зрителя. Оно не ограничено физическими объектами типа мемориалов, памятников, скульптур и т.д. К нему относят и уличные танцы, и театр, и граффити.
Произведения Public Art создаются специально для расположения и демонстрации в общественном месте, чаще всего под открытым небом. Создавая их, художники часто выражают свою позицию по поводу социальных или политических проблем, например войны или нищеты.

– Кендал, Россия не очень открыта паблик-арту по сравнению с другими странами. В этом плане мы далеки от Европы и уж тем более Америки, где ты живешь. Как ты считаешь, почему так?– Всему требуется время. В Нью-Йорке паблик-арт развивается уже более 20 лет, конечно, России до него далеко, но это пока. Хотя в некоторых крупных городах, например Санкт-Петербурге или Москве, я видел на улицах много всего интересного. Но я заметил другую проблему: в России молодые творцы стесняются или боятся называть себя художниками. Они не говорят, как наши: да, я художник, это мое творение, это моя ответственность, я – бренд. И я приехал в Ярославль в том числе и для того, чтобы показать молодым людям, что не надо бояться проявлять творческую инициативу.
– Мне кажется, мало воспитать художников, нужно заняться еще и чиновниками. Ведь зачастую появление того или иного объекта или акции в городе может случиться только с их разрешения.– Конечно! И лучший способ их воспитывать – показывать, что умеют художники. Может, кто-то из властных структур или бизнес-элиты проникнется и начнет продвигать это искусство. Я участвовал более чем в двухстах проектах по всему миру, и всегда мы умели договариваться с администрацией. Например, в Денвере я курировал проект по созданию большого голубого медведя у здания The Colorado Convention Center. Это огромное здание, где происходят торжественные события, конференции, выставки.
– Я видела этого медведя на фото, он величиной с несколько этажей! Как городские власти отнеслись к подобной инициативе?– Там работала программа «Процент на искусство», когда при строительстве нового здания один процент от суммы строительства тратился на создание какого-то объекта искусства. Проводился конкурс проектов, и медведь был выбран как наиболее удачный.
– Ну, в Денвере, насколько известно из прессы, медведи постоянно заглядывают в чужие дома, им это нравится. Но вот в глобальном плане зачем все эти фишки нужны городу? – Хороший вопрос. Я лично считаю, что паблик-арт дает нам ощущение гордости за свой город и за то, что тут происходит. Он показывает, что город живет, что в нем есть талантливые люди, которые могут выражать себя в окружающем пространстве. Так или иначе, художники – это душа города, и свобода или несвобода их творчества, выражения их позиции по отношению к происходящему в мире многое говорят об этом самом городе.
– С твоей точки зрения Ярославлю паблик-арт необходим? Многие уверены, что он ценен именно своей древностью. Не разрушат ли эти новые фишки его купеческий дух?– Перед приездом сюда я намеренно не читал ничего о Ярославле и почти ничего о нем не знал – мне хотелось яркого первого впечатления. И признаюсь, я был приятно изумлен. Множество церквей, прекрасная набережная, яркая модная молодежь – все это не оставило меня равнодушным, но…
– Но?..– Все же город погряз в памятниках. И очевидно, что ему необходима свежая струя. Пусть это будет музыка на углу дома, рисунки на стенах, какие-то интересные объекты искусства на улицах, перформансы. Люди должны чувствовать, что они живут не в музее, а в современном красивом городе.
– Первый шаг по изменению окружающего пространства в Ярославле вы уже сделали. Во Власьевском сквере в ветвях деревьев парит жар-птица из настоящих кленовых листьев. Я и мои знакомые были сильно впечатлены. – И мне она очень, очень понравилась! Тут важно сказать, что с помощью паблик-арта не только самовыражаются художники. Это искусство призвано влиять на людей. Вот идете вы по улице, поднимаете глаза вверх и вдруг видите огромную птицу из осенних листьев, и вы удивлены, восхищены. Эти чувства меняют вас, как бы приподнимают над реальностью. Сам этот акт в паблик-арте очень важен. И если он случается, значит, художник работал не зря.
– Был ли какой-то объект паблик-арта, который лично тебя «приподнял над реальностью»?– Да я постоянно удивляюсь. Вот один из недавних случаев: есть дом в Бруклине, мимо него часто ходят люди. Дом ничем не примечательный: на фасаде два окна на уровне второго этажа и один – на уровне первого. И кто-то прикрепил красный воздушный шарик к фасаду – получилось лицо. Два окна повыше – глаза, нижнее окно – рот, и шарик – нос. Художник приложил минимальные усилия, но это оказалось очень удачной находкой. Люди ходят мимо дома и улыбаются.

5 самых важных вещей в жизни Кендала

Самая важная вещь, что у меня есть, – это паспорт. Он позволяет мне передвигаться по миру и расширять горизонты. Я много путешествую, мне проще сказать, где я не был, чем где был. Я посетил все страны, о которых мечтал. Но куда я хотел бы возвращаться вновь и вновь – это в Индию. Она необычна во всем и ни на что не похожа. Ее религия, запахи, цвета – все особенное.
Вторая важная вещь (кстати, ее я имею также во многом благодаря паспорту) – это впечатления. К примеру, Ярославль я навсегда запомню как город церквей. Между прочим, именно тут я впервые побывал в храме, хотя видел их и в Санкт-Петербурге, и в Екатеринбурге, и в других русских городах. Но тут их просто невообразимое количество! Я зашел внутрь смущенно, ведь я не знаю, что можно делать в церкви, а что нельзя. Просто старался не шуметь и тихонько пофотографировал.
Важное существо в моей жизни – моя собака Уна. Эта самая прекрасная собака в мире. Она сейчас в Нью-Йорке, и я очень по ней скучаю. Она как кот – ласковая, очень элегантная и стройная. Спит всегда только на кровати. Когда я возвращаюсь домой из своих путешествий, Уна всегда встречает меня и завывает: где же ты был? Как я скучала по тебе!
Сейчас я работаю одновременно над семью различными проектами. Они постоянно крутятся в моей голове. Благодаря им я снова покатаюсь по миру, мне предстоит отправиться в Тайвань, в Индию, в Нью-Йорк, в Австралию, на Карибские острова и в Китай.
Работа делает меня счастливым. Мне нравится наблюдать, как моя деятельность растапливает сердца людей, сменяя их скепсис на восторг, удивление или просто улыбку. Я делаю то, что люблю, и это не выглядит как работа – вот здорово!
Екатерина АБРАМОВА

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n15p9/
Ярославльконкурсмузыка

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость