Главное:
Куда уходят дети? Почему в Ярославской области пропадают несовершеннолетние

Куда уходят дети? Почему в Ярославской области пропадают несовершеннолетние

Так, 25 мая во всем мире отмечали Международный день пропавших детей, а уже 1 июня пройдут мероприятия, приуроченные к Дню защиты детей.

Эти даты призваны привлечь всеобщее внимание к проблеме пропажи детей и подростков, к вопросу их защищенности от трудных жизненных ситуаций. Мы решили узнать, насколько остро эти проблемы стоят в нашем регионе.

По данным ярославской региональной общественной организации «ЯрСпас», с марта 2012 года волонтеры поискового отряда провели 418 поисковых операций в Ярославской области, из которых 151 раз искали детей и подростков. Однако это данные только одного отряда, в полиции цифры в разы выше.

Бегунки

По словам координатора «ЯрСпаса» Дмитрия Соколова, чаще всего подростки сами уходят из дома. Между собой волонтеры и правоохранители называют их «бегунками». Таких 89 процентов. Основная причина – проблемы в семье, непонимание с родителями.

– Когда у детей все хорошо, они никуда не побегут, – рассказывает Дмитрий Соколов. – Например, в 2015 году был такой случай. Пришла информация, что в Ярославле на крыше заброшенного здания стоит девушка-подросток. Я проанализировал, где это может быть. Поехал на место. Смотрю, действительно, стоит на краю крыши девушка, собирается прыгнуть. И это не первая попытка. Тогда ее врачи буквально собрали по частям, так на этот раз она повыше залезла. Мне удалось снять ее оттуда. Мы провели работу как с ней, так и с ее мамой. Мама после нашего разговора уволилась с работы, начала больше времени уделять дочери. Сейчас эта девочка – наш волонтер, учится в колледже, занимается фитнесом. Просто в то время был непростой жизненный период.

Но чаще всего подростки просто уходят. Дмитрий Соколов отметил, что из дома сбегают примерно столько же ребят, сколько из детдомов и интернатов. Иногда, чтобы выманить «бегунков», волонтерам приходится хитрить, разыгрывать целые представления. Например, звонить по телефону и детским голосом начинать возмущаться: «Маша! Ну ты где? Мы же договаривались встретиться! Я тебя уже 20 минут жду! Давай быстрее!». Подросток в такой ситуации теряется, сразу не может сообразить, в чем дело, начинает спрашивать, кто звонит, оправдывается, указывая на свое местонахождение.

Главным фактором в поисках детей является оперативность.

– Раньше мы начинали поисковые работы сразу же после поступления заявки, даже если знали, что ребенок сам ушел из дома и делает это не в первый раз, – рассказывает волонтер. – Сейчас поиск усложнился из-за бюрократических проволочек: необходимо дождаться письменного разрешения на размещение персональных данных в интернете и соцсетях от родителей или других законных представителей. А драгоценное время уходит... Сначала отрабатываем первый круг – близких людей, друзей, знакомых. Потом соцсети, а затем уже выезжаем на местность, ищем, расклеиваем листовки.

В Ярославле на Пятерке есть 12-летняя девочка, которая уже несколько раз сбегала из дома. И находить ее удавалось только по свидетельским показаниям. Так что будьте внимательны к одиноким детям, находящимся в необычном месте в неурочное время.

Репосты в соцсетях также являются очень эффективным методом поиска. Последние пять «бегунков» нашлись именно с помощью неравнодушных пользователей интернета.

– У нас люди очень активные, в соцсетях большой отклик, много подростков благодаря этому находим, – отмечает Дмитрий. – Сейчас вот у нас девочка пропала, ищем, не можем пока найти, но уже набрали свыше тысячи репостов. Тяжелый поиск, даже не знаем, где искать. В последний раз ее видели, когда она садилась в автобус на Москву.

Бывает, подростки сами выходят на связь с волонтерами, оставляя комментарии к своим ориентировкам. По словам Дмитрия Соколова, ребята не хотят стать героями очередного поста «ЯрСпаса».

Потеряшки

Совсем по-другому проходят поисковые работы, что называется, «в полях». Если ребенок ушел в лес, волонтеры стараются найти точку входа, разбиваются на группы, работают на отклик – идут по лесу, регулярно останавливаясь и выкрикивая имя потерявшегося, причем короткое: например, не Даниил, а Даня, так получается звонче. Затем 20 – 30 секунд ждут ответа. Если ответа нет, идут дальше.

– Мы разбиваем карту на квадраты и каждый тщательно отрабатываем, – объясняет общественник. – Можно сказать, повезло, что в нашем регионе нет лесов шире 5 на 5 километров, исключение – Рыбинский район. То есть практически везде есть дорожные ориентиры – дорога, река, ЛЭП… Если мы понимаем, что человека, скорее всего, уже нет в живых, ищем полным прочесом.

Правда, бывают странные случаи со взрослыми людьми. В 2015 году, например, в Большесельском районе 75-летний пенсионер ушел в лес за грибами. Потом позвонил родственникам, сказал, что заблудился. Очень быстро были организованы поиски, и на отклик работали, и каждый метр прочесали, но до сих пор найти не можем, непонятно, где он.

Случаев гибели детей в природной среде в Ярославской области было немного, и все получили широкий общественный резонанс. Одна из трагедий – гибель Вани и Даши в поселке Песочное Рыбинского района. В феврале 2014 года они ушли гулять и домой уже не вернулись. Ребят искали два года, зимой 2016-го поиски были завершены. Предположительно дети провалились под лед, когда играли на Волге, и утонули.

Второй резонансный случай произошел совсем недавно, 30 апреля. 12-летний рыбинец Миша, страдающий аутизмом, приехал на отдых в Некоузский район. Днем мальчик поехал покататься на велосипеде и… пропал. Его нашли спустя несколько дней в заброшенной деревне. Скорее всего, ребенок заблудился и погиб от переохлаждения.

К сожалению, опасность подстерегает детей не только в лесу. Стоит родителям отвернуться, как активные и любопытные малыши уже вовсю исследуют территорию, не подозревая об опасности. Так, в 2008 году в Тутаевском районе пропал 7-летний Ваня. Он приехал на дачу вместе с родителями. Пока взрослые копали картошку, ребенок решил прогуляться. Мальчика искали несколько дней. Тело утонувшего Вани обнаружили в пруду соседней деревни.

Похожий случай произошел летом 2016 года в Даниловском районе, куда 5-летний Алеша приехал погостить из Костромской области. Пока родственники занимались своими делами, малыш бегал во дворе. Когда взрослые спохватились, ребенка уже нигде не было. Мальчика нашли в водоеме во дворе дома его родственников. Алеша упал в воду и захлебнулся.

Похищенные

Третья категория пропавших детей – похищенные, их меньше всего. Дмитрий Соколов отмечает, что в этом смысле наша область достаточно безопасна.

– У нас было только два случая. В прошлом году ребенка увез отец, а мать написала заявление, – рассказывает волонтер. – Мужчина сам вышел на связь, узнав о поиске. Второй прецедент произошел два-три года назад. Тогда мужчина пытался похитить девочку, к счастью, помешали очевидцы.

Однако поиски, заканчивающиеся трагически, все же есть и в практике отряда.

Летом 2014 года пропала 17-летняя Юля из Ростова. Она отправилась в Ярославль, чтобы подать документы в университет. До областного центра девушка так и не доехала. Спустя два месяца в Ростовском районе было найдено обезображенное тело без головы. Идентификация показала, что это пропавшая Юля. Следствие установило, что с девушкой расправился ее 29-летний знакомый из Москвы. В тот роковой день он вызвался ее подвезти...

Тем же летом в Ярославле произошло еще одно жестокое нападение на подростка. 16-летняя девятиклассница пропала по дороге с выпускного домой. Спустя сутки школьницу нашли без сознания недалеко от лесополосы. Девушка была ранена, потеряла много крови. К счастью, врачам удалось спасти жизнь выпускницы. Преступником оказался 51-летний житель Тутаева.

Также в Ярославле был случай похищения ребенка с целью выкупа. Ночью в августе 2016 года прямо из дома была похищена 13-летняя девочка. Ребенок находился вместе с бабушкой. Услышав шум, пенсионерка зашла в комнату внучки и безуспешно пыталась остановить злоумышленников. Вскоре похитители позвонили отцу девочки и потребовали 20 тысяч рублей. Полицейские задержали подозреваемых – 27-летнюю бывшую сожительницу отца похищенной и двоих 33-летних мужчин.

Совет

Летом чаще всего волонтерам приходится выезжать на поиски в лес. Родителям необходимо рассказать своим детям, как действовать, если они вдруг потеряются. Самое главное – стоять на месте и никуда не ходить. Кроме того, во время прогулок на природе, в лесу, в турпоходах ребенок должен быть одет в яркую одежду и иметь с собой компас и полностью заряженный мобильный телефон.

Если пропал ребенок…

Если ваш ребенок вовремя не пришел домой, не вышел на связь, необходимо позвонить по номеру горячей линии «ЯрСпас» 8 (910)964-08-36 и написать заявление в полицию. Это должно быть сделано незамедлительно, правила трех суток не существует!

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n4n32/
Ярославльдети

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость