День рождения Богородицы празднуют сегодня
Дева Мария, по преданию, родилась у престарелых родителей, долгое время бывших неплодными. Несмотря на свою праведность, они терпели поношения от иудеев, считавших, что Бог наказал их бездетностью за какие-то тайные грехи. Когда под этим предлогом первосвященник отказался принять жертву праведного Иоакима, он, сильно опечаленный, ушёл в пустыню и постился там 40 дней. В это время его супруга, праведная Анна, считавшая себя причиной семейных несчастий, плакала в саду. Увидев гнездо горлицы с новорождёнными птенцами, она взмолилась к Богу о даровании ей потомства. Явившейся ей ангел приказал Анне идти в Иерусалим, отыскать мужа и пообещал, что Бог дарует им долгожданное дитя.
Так и случилось. Через 9 месяцев – 8 сентября по старому стилю и 21-го по новому – родилась Та, которая положила начало спасению человеческого рода.
На Руси немало храмов посвящалось этому празднику. В честь него в XIV веке архиепископ Ростовский Фёдор, племянник преподобного Сергия Радонежского, учредил два монастыря – мужской (Новосимонов) в Москве и женский в Ростове Великом. Оба монастыря имели славную историю. В московском монастыре похоронены знаменитые герои Куликовской битвы иноки Пересвет и Ослябя. Ростовский монастырь славился своими рукодельницами. Перед революцией в нём насчитывалось более двухсот насельниц. Со всей округи собирались люди на монастырские крестные ходы с Тихвинской иконой Божией Матери, написанной рукой самого архиепископа Фёдора, одного из образованнейших людей своего времени. Он был духовником самого Великого князя Димитрия Донского и его детей. Помимо церковной деятельности, архиепископ был ещё и дипломатом, говорил на нескольких языках и многократно по поручению великого князя Димитрия ездил в Константинополь с дипломатической миссией к Вселенскому патриарху.
Крестный ход с Тихвинской иконой шёл около полутора месяцев по окрестным сёлам и заканчивался водосвятием в городе Ростове на озере Неро. До нашего времени сохранились архивные фотографии, свидетельствующие о многочисленности этих крестных ходов.
В XX веке оба монастыря – и ростовский, и московский – постигла похожая участь. В Новосимоновском монастыре разместился музей, в Ростовском – библиотека и архив. Часть построек московского монастыря в 30-х годах была взорвана, на территории монастыря по поручению Сталина построили Дворец культуры ЗИЛа, а позже здесь разместили завод по производству рыболовных снастей.
В ростовском монастыре была разобрана колокольня, сняты купола с Тихвинской церкви. В кельи бывших монахинь заселили семьи горожан. Постепенно монастырские строения, которые никто не поддерживал и не ремонтировал, обветшали и пришли в аварийное состояние.
В 90-х годах оба монастыря были переданы Православной церкви, однако, восстановить то, что разрушалось десятилетиями, оказалось не так-то просто.
Первой настоятельницей возрождённого ростовского монастыря в честь Рождества Богородицы стала игуменья Павла. На долю матушки пришлись заботы по расселению мирских людей, занимающих монастырские кельи. Все финансовые заботы по поиску и оплате новых квартир для переселенцев легли на плечи монастыря. Ростовские власти участвовать в этом не пожелали. Также стараниями настоятельницы был отреставрирован храм Святителя Николая на Подозерке, который пока является единственным монастырским храмом. Старинные храмы Тихвинской Богоматери и Рождества Богородицы до сих пор не отреставрированы и находятся в ужасающем состоянии.
Новая игуменья монастыря, Афанасия, назначенная в монастырь в июле нынешнего года, получила в наследство развалины без коммуникаций и отопления. Лишь несколько келий можно отопить дровами. Попытки игуменьи заняться хозяйственной деятельностью сразу же натолкнулись на неожиданные препоны. Оказывается, нельзя просто так начать работы, чтобы восстановить старый водопровод. Прежде требуется провести здесь полномасштабные археологические исследования, которые стоят миллионы рублей. А у монахинь подчас нет средств, чтобы элементарно купить хлеба.
– Нам предстоит проделать огромную работу, – говорит игуменья Афанасия, – но пока нет коммуникаций. Я даже не могу пригласить сюда помощников, сестёр. Ведь для людей необходимо создать хотя бы элементарные удобства!
Другая проблема заключается в том, что часть зданий, находящихся на монастырской территории, до сих пор принадлежат городу. И хотя там никто давно не живёт и сами дома находятся в аварийном состоянии, но в них до сих пор прописаны «мёртвые души», из-за которых передача зданий монастырю невозможна. Между тем в этих заброшенных зданиях собираются бомжи, и совсем недавно они устроили там пожар. Лишь благодаря тому, что пожарные приехали оперативно, огонь не успел перекинуться на монастырские здания.
В общем, проблем у новой настоятельницы масса. А где взять силы и средства для их разрешения?
– Мы не унываем, потому что во всём чувствуем помощь нашего небесного покровителя Сергия Радонежского, – говорит игуменья Афанасия. – Когда я оформляла документы на перерегистрацию зданий монастыря, в какой бы кабинет ни заходила, везде была его икона, и все документы оформила очень быстро. Да и первые помощники, которые появились у монастыря, – это мужчины, одного из которых зовут Сергей, а у другого фамилия Сергеев!
Пока в монастыре всего две монахини – игуменья Афанасия и монахиня Иоанна, родная мама игуменьи. Но они верят в помощь Божию монастырю. Рассказывают, что за те два месяца, что они живут в обители, уже произошло немало чудес. Когда у них не было средств, чтобы купить еды, внезапно приехали московские знакомые и привезли полные сумки продуктов, а когда матушка попросила знакомую женщину-дизайнера создать каталог фресок, сохранившихся на стенах собора Рождества Богородицы, женщина, страдавшая болезнью глаз, по окончании работы почувствовала значительное облегчение.
Фрески храма Рождества Богородицы уникальные. Невозможно объяснить, как в полуразрушенном храме Рождества Богородицы, который много лет не отапливался, так прекрасно сохранились настенные росписи. Сюжеты фресок изображают сцены страданий Христа, суд у Пилата, сцены из Ветхого и Нового Заветов. Датируются они 1715 годом, и иначе как чудом нельзя объяснить то, что они не только не повреждены, но и краски остаются настолько яркими, что кажется, будто они написаны совсем недавно.
В следующем году Ростов Великий будет отмечать своё 1150-летие. И жаль, если приехавшие гости не смогут полюбоваться этим прекрасным собором, памятником архитектуры XIV века. Пока монастырь не входит в число туристических достопримечательностей города, хотя расположен прямо за стенами ростовского кремля. Хотелось бы, чтобы городские власти обратили внимание на монастырь и помогли игуменье привести его в порядок.
Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n390p/
Комментарии: