Главное:

Сельский священник, ставший святым

Разрушенные храмы и монастыри, поруганные святыни, тысячи расстрелянных, замученных людей, исковерканные судьбы тех, кто выжил в этой мясорубке, – свидетельства борьбы власти со своим народом.

Среди пострадавших и священник храма Живононачальной Троицы села Вощажникова Борисоглебского района протоиерей Фёдор Поройков, прославленный ныне в лике священномучеников. Как становились святыми, рассказывает ученица Вощажниковской школы Елена Плошкина.

– Двадцатые – тридцатые годы прошлого века были особенно тяжёлыми для верующих. Не уничтожив в нашем народе веру расстрелами и репрессиями, советская власть старалась подорвать её изнутри и спровоцировала раскол, который разделил Церковь на «тихоновцев» – приверженцев Патриарха Тихона и обновленцев – сторонников «Живой церкви», которая была на службе у советской власти. Центром обновленческого движения у нас в Борисоглебском районе стал храм Троицы на Бору. Из 52 церквей, действовавших тогда в районе, 19 стали обновленческими. А отец Фёдор не скрывал своих убеждений, он отказывался признавать власть высшего церковного управления – главного органа «Живой церкви», за что и был репрессирован.

Поводом к этому стало его стремление отстоять храм в селе. Когда в 1936 году власть в очередной раз попыталась его отобрать у верующих, батюшка от имени приходского совета написал заявление-протест. Его прихожане отправили в Москву, и храм тогда удалось отстоять. А 10 октября того же года отец Фёдор был арестован и обвинён в антисоветской агитации, направленной против колхозного строительства, и в клевете на советскую власть. Все эти обвинения на допросах он отвергал. У нас в школьном музее есть ксерокопия протокола одного из допросов. Не сообщил допрашивавшим и имена тех, с кем мог общаться хотя бы просто по делам прихода. Все эти люди тогда сразу же тоже могли бы быть репрессированы. Не назвал адреса родных, с которыми вынужден был расстаться и которых по законам того времени тоже могли бы осудить. Держался стойко и был приговорён за «антисоветскую агитацию» к пяти годам исправительно-трудовых лагерей.

Местом заключения его стал Кулойлаг, это на севере, в Архангельской области. Батюшку отправили туда в январе 1937 года. А через год – 4 января 1938-го – он там скончался. Было отцу Фёдору 62 года.

Нам удалось узнать, что это был за лагерь. В разное время в нём на лесоповале трудились от десяти до тридцати тысяч заключённых. Когда в 2002 году группа под руковод­ством игумена Александра, настоятеля Покровского храма Архангельской области, отправилась туда с экспедицией, они обнаружили его следы – колючую ржавую проволоку и вышки. А ещё – заброшенный ров с останками заключённых. Два взмаха лопатой – и из-подо мха буквально посыпались кости – ребро, локтевой сустав, фрагмент позвоночника, – сообщили они потом. – Всюду, где ни копни, кости, кожаные боты... Целое кладбище, на котором людей закапывали как попало. Никому до них не было дела... Должно быть, где-то там и останки отца Фёдора, канонизированного теперь в лике святых.

У нас в храме Живоначальной Троицы села Вощажникова, прихожанкой которого я являюсь, есть его икона. Когда в прошлом году начался сбор средств на её написание, я заинтересовалась судьбой батюшки, решила узнать о нём поподробнее, – говорит Лена.

В этом её поддержали в школе, где большое внимание уделяют изучению истории родного края и именно православной тематике, рассказывает учитель истории Светлана Валерьевна Фадеева. Это ведь наша основа, говорит она. Да и школа изначально существовала в Вощажникове благодаря местному священнику. В будущем году Вощажниковской школе исполнится 145 лет. Решение о создании её принял сельский сход ещё при Сергее Дмитриевиче Шереметеве, последнем представителе этого славного рода. А нынешний настоятель храма Живоначальной Троицы отец Борис Украинцев, продолжая традицию, тоже поддерживает со школой самые добрые отношения. Бывает здесь, беседует с детьми. Отец Борис и помог Лене собрать материал об отце Фёдоре Поройкове, передал школьному музею документы, которые много лет собирал сам.

Среди них были письма родственников отца Фёдора, один из которых сетует на слишком малые сведения, оставшиеся о нём, – такое было время... Но удалось найти кое-что в Ростовском архиве. Этими сведениями поделилась с юными исследователями его сотрудница Светлана Алексеевна Лапшина.

Отец Фёдор Поройков был потомственным священником. Родился он в селе Мимошня Угличского уезда. Учился в Ярославской духовной семинарии. Женился. И был назначен на должность учителя церковно-приходской школы села Гуменец Ростовского уезда. Вполне обычное начало биографии для сельского батюшки конца позапрошлого – начала прошлого века.

В 1901 году он был рукоположен в дьяконы церкви села Мало-Богородское Мышкин­ского уезда, а в 1913-м стал там священником. Росли дети – их у отца Фёдора и матушки Фаины, судя по одному из снимков, было пятеро. Но в трудные советские годы, когда батюшке уже угрожали репрессии, ему пришлось расстаться с семьёй, хотя она имела для него очень важное значение. Сделал он это, чтобы сберечь родных, рассказывает Лена Плошкина, которая теперь, кажется, знает об отце Фёдоре даже больше, чем о родном дедушке.

– Нам было известно, что протоиерей Фёдор начал служить в нашем селе с 1934 года, но теперь выясняется, что он был знаком с селом с 1925 года, это доказывают документы, обнаруженные в Ростов­ском архиве, – продолжает школьница своё повествование. – Первый из них – обращение Вощажниковской церковной общины в Вощажников­ский сельсовет с прошением зарегистрировать избранного ими священника Фёдора Николаевича Поройкова и допустить его до богослужения, датировано оно как раз 1925 годом. А второе – письмо самого священника о разрешении ему провести обряд погребения его товарища, тоже священника отца Николая Стратилатова, тридцать лет прослужившего в церкви села Сабурова... Такой контроль установила совет­ская власть над Церковью с самых первых дней своего существования.

Все эти данные Лена привела в своём выступлении на Иринарховских чтениях 2012 года и в своей первой научной статье «Путь к святости. Священник Фёдор Поройков». Такую работу в Вощажниковской школе ведут многие ребята, вот и у Лены была предшественница – Анна Елисеева, которая начала собирать сведения о новомучениках Вощажниковского благочиния. Сейчас она учится на историческом факультете ярославского Демидовского университета, а нынешние школяры продолжают трудное и интересное дело, по крупицам восстанавливая утраченную память о своих земляках. На очереди – история ещё об одном священнике, также пострадавшем в годы репрессий и прославленном в лике святых, – иеромонахе Алексее Задворнове, служившем рядом, в Закедье. Память о них вовсе не канула в забытьё, как рассчитывали палачи. Она, как свидетельствует Церковь, – в род и род.

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n2v8p/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость