Тутаев нацелился на «Марс»
Катер на воздушной подушке, заказанный областью для тутаевцев, начнет курсировать уже в этом году
«Марсоход» – первое за два десятилетия судно, которое получит Ярославский речной порт. Его скоростные «ракеты» и «метеоры» давно сошли с дистанции. Сторонние, когда-то «прилетавшие» в Ярославль на подводных крыльях из Кинешмы, Нижнего Новгорода тоже либо списаны, либо простаивают в затоне. Последние два рыбинских могиканина-«метеора», которые еще работают на линии областной центр – Брейтово, с точки зрения расхода топлива чрезвычайно прожорливы. И поэтому, скорее всего, обречены.
Теплоходы «Москва» закрывают в основном ближние рубежи – внутригородские и пригородные маршруты. Построены все пять судов этого класса, находящихся в распоряжении Ярославского речного порта, в восьмидесятых годах прошлого века. Благодаря финансовой поддержке правительства области и мэрии Ярославля речники в течение двух последних лет заменили главные двигатели на двух теплоходах – «Москва-102» и «Москва-114». Теперь на очереди «Москва-182», которая получит новое «сердце» этой зимой.
Но эти тихоходы не восполнят брешь, образовавшуюся после утраты основной части речного флота.
– В последние десятилетия суда средней вместимости для местных пассажирских перевозок речным транспортом в России практически не строились, – сетует начальник пассажирского управления Ярославского речного порта Андрей Жальнин.
Ситуация, по его словам, начинает меняться только сейчас. В этом году спущен на воду первый теплоход серии «Столичный» – его построил Московский судоремонтный завод, в свое время специализировавшийся на речных трамвайчиках. Правда, по многим техническим характеристикам судно явно уступает предшественникам. Не корыто, конечно, но при скорости 15 км в час резвым речным скакуном его никак не назовешь. Интересные разработки скоростных экономичных судов на замену «метеорам» представил Зеленодольск. Увы, дальше чертежей и опытных разработок дело пока не пошло.
В то время как судостроители стараются усовершенствовать речные трамваи и автобусы, на широкую волжскую дорогу все в большем количестве выходят речные маршрутки, роль которых выполняют суда на воздушной подушке «Марс-2000». В некоторых городах, стоящих на великой русской реке ниже Ярославля, уже организовано регулярное их движение. Например, в Самаре пять «подушек» обслуживают направление речной порт – Рождествено. В Казани катер стал ходить до Верхнего Услона, доставляя туда пассажиров за четверть часа, а по шоссе добираться в объезд добрых полтора часа. Нижегородцы наводят «подушечную» переправу через Волгу в областном центре и в районе Пучежа.
Скоро эра речных маршруток начнется и в Ярославской области. Губернатор Сергей Вахруков дал областному департаменту дорожного хозяйства и транспорта команду закупить «Марс-2000» для Тутаева.
Буквально на днях представитель департамента дорожного хозяйства Алексей Федоров вернулся из командировки в Нижний Новгород и убедился, что строящийся на сормовских стапелях тутаевский «марсоход» на 70 процентов готов. Его приобретут в лизинг, переговоры с лизинговой компанией-партнером уже проведены.
Потенциально речная маршрутка может работать и зимой, и летом – на льду она развивает скорость 70 км в час, в то время как на воде в пределах 50. Причала ей не требуется. Правда, ярославские речники пока сомневаются, что на ограниченном участке тутаевской переправы ее можно задействовать круглогодично: во время ледостава речная маршрутка незаменима, а стоит льду окрепнуть – народ потопает через Волгу пешком.
– В те периоды, когда «подушечная» переправа не очень востребована, судно можно использовать на других направлениях, – считает начальник участка ГИМС главного управления МЧС России по Ярославской области Владимир Филимонов, для которого судно на воздушной подушке «Хивус-10» – незаменимое подспорье в работе.
По мнению Владимира Николаевича, речная маршрутка может курсировать не только поперек реки, но и вдоль нее.
– До лыжного центра «Демино» во время проведения там Кубка мира мы шли на «Хивусе» всего 40 минут, – делится он своими соображениями. – По небольшим торосам катер прыгает, как мячик. Более значительные ледяные препятствия обходили берегом. Топлива израсходовали в пределах разумного.
Случалось сотрудникам МЧС отправляться и за пределы области: в Кострому, в Плес. Учитывая, что судно имеет ограничения по дальности пробега в пределах полутысячи километров, внутриобластные и даже межобластные маршруты ему вполне по силам.
Какая перспектива открывается – связать регулярным движением по речным дорогам несколько областей Верхневолжья, укрепляя межрегиональные связи! Да и внутри Ярославской области, где формируется агломерация из расположенных вдоль Волги городов, новый вид транспорта явно придется как нельзя кстати. А там можно будет говорить о Мышкине, Красном Профинтерне – да мало ли у нас мест, где остро стоит проблема, как перебраться на другой берег!
По словам первого заместителя директора ДГХ мэрии Ярославля Александра Болтовнина, в пилотном режиме тутаевский «марсоход» начнет эксплуатироваться уже в этом году: по оптимистичным прогнозам, в период ледостава. При этом предстоит определиться с востребованностью перевозок новым видом транспорта и тарифом.
– Последний должен быть приемлемым для пассажиров и необременительным для бюджета с точки зрения будущих дотаций, – полагает Александр Иванович.
В то же время он не исключает использования катера на других маршрутах – как регулярных, так и чартерных, к примеру, туристических.
– Мы начинаем разрабатывать областную целевую программу развития транспорта, – добавил Алексей Федоров. – Если эксперты признают целесообразность развития речного транспорта, представленного судами на воздушной подушке, соответствующий раздел может быть в нее включен.
Комментарий специалиста
Алексей Федоров, заместитель директора областного департамента дорожного хозяйства и транспорта, председатель комитета по транспорту:
– Суда на воздушной подушке с надувными скегами и надувными бортами «Марс-2000» выпускает один из нижегородских судостроительных заводов. В стандартном варианте они рассчитаны на 18 – 20 пассажиров. Мы озадачили главного конструктора предприятия возможностью доведения числа посадочных мест до 24. Принципиальное согласие на это получено.
Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/ndsh/
Комментарии: