Надежда ВОИНОВА. Как будто так было всегда…

1534

© Н. В. Воинова, 2013


Ярославец Олег Павлович Отрошко —
известный в России и за её пределами
художник-анималист, живописец,
график, монументалист, рисовальщик.
Он работает в разных жанрах: портрете,
пейзаже, натюрморте. Но всегда каким-то
особенным, сокровенным был для него жанр
анималистический. Изучая характеры зверей
и птиц, Отрошко своим искусством как бы
очеловечивает их, пробуждая у зрителей
ответные добрые чувства. И вот уже мы
слышим вой волка в лунную ночь, и как с
живых картин, с его гравюр вот-вот слетят
птицы, лось повернёт свою горделивую
голову, запахнут травы, и мать-барсучиха
начнёт суетливо собирать вокруг себя
детёнышей… Менее известный как книжный
график, он и в иллюстрациях к прозе, стихам
или очеркам выступает прежде всего как
анималист. Перелистайте книги Виталия
Бианки, Василия Бочарникова, Николая
Шорина, Константина Абатурова, Льва
Коконина, сборники очерков ростовского
журналиста Светланы Мартьяновой или
издание О. Л. Безруковой «Слова родного
языка», предназначенное для развития речи
дошкольников.
Природа, увиденная глазами самобыт-
ного и неповторимого художника, по-
могает и нам, зрителям, вглядеться
и вслушаться в жизнь леса, поля, луга, реки,
испытать те же чувства восторга и наслажде-
ния увиденным, которые испытал сам автор.
А испытав эти чувства, и мы ощущаем се-
бя частицей необыкновенного царства при-
роды.
Работы Олега Отрошко публиковались в
издательствах «Молодая гвардия», «Колос»,
журналах «Юный натуралист», «Охота и
охотничье хозяйство», «Вокруг света», «Де-
коративное искусство», а также в многочис-
ленных календарях «Политиздата». Тиражи
этих изданий огромны, вот почему без всяко-
го преувеличения можно сказать, что своим
мастерством, знанием природы, любовью к
ней художник просвещал и воспитывал мно-
гомиллионную аудиторию.
Много сделано художником и в области
монументально-декоративного искусства —
в оформлении интерьеров, создании настен-
ных росписей. Олег Павлович участвовал
почти в ста выставках, в том числе более
двадцати из них — персональные.
Олег Отрошко родился 13 апреля
1939 года в станице Калниболотской на Ку-
бани, где прошли его детство и отрочество.
В родительской семье он был тринадцатым
и последним ребенком. Мать родила сына,
когда ей было 45 лет, и умерла, когда 45 лет
исполнилось ему.
К матери, Ксении Филатовне, он был
очень привязан и бесконечно благодарен
ей за привитую с детства любовь к природе.
Вот как сам художник вспоминает об этом:
«Много времени и сил занимала у нас за-
готовка сена для коровы. С рассветом шли с
отцом и матерью за околицу станицы, что-
бы до восхода солнца косить траву, а потом
ворошить сено граблями. В траве нередко
находили гнёзда куропаток, перепела, жа-
воронка, иногда с птенцами. Мать, помню,
мне их показывает, при этом наказывает ни
в коем случае не трогать, не обижать птиц,
восхищается их красотой. С тех пор я и по-
любил природу, её живой мир, научился по-
нимать её язык».
Начало творческого пути Олега Отрош-
ко — середина 1960-х годов, когда он, вы-
пускник художественно-графического фа-
культета Смоленского педагогического ин-
ститута, приехал в Череповец Вологодской
области. Вологодский край, его особенная
неповторимая северная красота покорили
сердце художника. Там он встретил много
интересных людей. Среди них директор Во-
логодской областной картинной галереи Се-
мён Ивенский, большой знаток и коллекцио-

нер экслибриса, и его жена, тоже искусство-
вед и сотрудник галереи, Инна Ивенская.
В круг общения Олега Отрошко входи-
ли и талантливые вологодские художники
Николай и Генриетта Бурмагины, Владимир
Корбаков, Джанна Тутунджан, писатели Ва-
силий Белов, Виктор Астафьев, поэт Николай
Рубцов. В те годы в Вологду часто приезжал
Валентин Распутин. Это были истинные рев-
нители России и русской культуры.
Первые шаги в освоении графических
техник — линогравюры и ксилографии,
в которых и удалось Отрошко найти свой
индивидуальный почерк, начал он с рисун-
ков темперой на чёрной бумаге. В рисун-
ках учился отбирать главное, добиваться
максимальной выразительности художе-
ственных образов. Его гравюрам будут так-
же свойственны импровизация и, вместе
с тем, строгая выверенность композицион-
ных построений, выразительность силуэ-
тов, декоративная орнаментальность дета-
лей.
Неоценимую помощь в становлении
творческой личности молодому художнику
оказал своими советами Евгений Адольфо-
вич Кибрик — признанный авторитет в со-
ветской книжной графике, с которым Олегу
Павловичу посчастливилось познакомиться
и подружиться. Евгений Кибрик — ученик
Павла Филонова — воспринял и развил в
своём творчестве многие аналитические
знания учителя и считал, что художником
должен становиться тот, кто не может не
быть им. В Олеге Отрошко он увидел именно
такого художника.
С детства большими друзьями Олега От-
рошко были книги. И своё имя получил он
по имени героя стихотворения Пушкина
«Песнь о вещем Олеге», которое наизусть
читал отец, а вслед за ним и маленький сын.
Связь с книгой, с любимой русской литера-
турой очень своеобразно проявится в его
работе сериями. Рассматривая листы таких
графических серий, как «Времена года»,
«При солнышке тепло — при матери добро»,
«Острова любви» и других, мы будто читаем
книги о жизни «братьев наших меньших» —
книги, согретые теплом души их автора.
Первое знакомство ярославцев с творче-
ством Олега Отрошко произошло в 1969 году
на межобластной выставке. Именно тогда
его заметили и в 1974-м пригласили рабо-
тать в бюро эстетики Ярославского завода
дизельной аппаратуры. Здесь, в Ярославле,
он был принят в Союз художников СССР.
Перебравшись на постоянное житель-
ство в Ярославль, Отрошко привнёс в его
культуру не только своё самобытное твор-
чество. Вокруг него стала формироваться и
художественная среда. Коммуникабельный,
искренний и доброжелательный, он стал
центром притяжения для многих людей раз-
ных профессий.
Деревенька Раи в лесной глуши Дани-
ловского района, в которой у художника
свой домик, куда, вот уже более четверти
века, он приезжает поохотиться и пообщать-
ся с природой, стала местом паломничества
его многочисленных друзей и знакомых не
только из России. Гостями Отрошко в Раях
были и граждане Америки, Индии, Китая,
Японии, Франции, Германии. Побывать в
русской глубинке, где нет дорог, электриче-
ства и радио, где в лесах водятся медведи,
лоси, кабаны, волки, это значит увидеть под-
линную, первозданную Россию.
В 2012 году деревню Раи посетила
съёмочная группа Международной школы
ВГИКа, снявшая об Олеге Отрошко докумен-
тальный фильм «Охотник, который рисует».
В этом фильме художник предстаёт перед
зрителями как культовая фигура ярослав-
ской интеллигенции.
Последние десятилетия Олег Павло-
вич всё больше работает как живописец.
Много пишет с натуры, и его творчество
по-прежнему питает природа. В своём рай-
ском уголке, как он сам называет безлюдные
Раи, художник наблюдает непрестанную
смену времён года, от зари до заката видит
всю палитру изменчивых настроений при-
роды — то тревожных, то радостных, то
грустных и задумчивых, и спешит запечат-
леть их в своих камерных пейзажах. В Раях,
вдали от шума городского, в неспешной ат-

мосфере натуральной деревенской жизни
родились и образы его картин, отмеченных
философским подтекстом, в которых ярко
проявлена гражданская позиция их создате-
ля, таких, как «Чёрный ворон», «Глухари над
Раями», «День согласия и примирения», «Бе-
лый голубь на кровью залитой земле» и дру-
гих.
О творчестве Олега Отрошко писали и
пишут много. Вот проникновенное выска-
зывание о нём профессора Евгения Ермоли-
на: «Художник передаёт самостоятельную
жизнь Природы, её стихийную, умом непо-
стигаемую и рассудку неподвластную плоть,
свидетельствует о постоянно творящемся её
таинстве. Он строг и суров — тайновидец
земных стихий, медиум грандиозного все-
ленского действа, внешне беспристрастной,
но глубоко драматической мистерии плот-
ского физического бытия. Само это бытие
обретает почти священный статус, оно вовсе
не сводится к примитивной телесности, к
вульгарно понятым инстинктам. Исподволь,
невольно природный мир одухотворяется…
Неведомые, тихие струны души трогает это
искусство».
В одном из недавних интервью худож-
ника с грустью обнаружила такие его сло-
ва: «Мир велик. Нас в нём очень много, но
в итоге каждый из нас одинок. До конца мы
так и остаёмся никем не понятые». В этих
словах оттенок тревоги о прожитой жизни:
«Каков итог? Что я смог сделать для людей?»
Это трудные вопросы, и нам самим на них не
ответить. Ясно только одно, что все мы, как
волны в океане, где каждая волна даёт дви-
жение другой волне, и в этом движении про-
должает свой путь…
Искусство Отрошко стало частью моей
жизни. И ещё мне памятен один эпизод, рас-
сказанный Олегом Павловичем и связанный
с его матерью. Однажды он побывал в Кау-
насе, где посетил музей Чюрлёниса. Из по-
ездки привёз альбом репродукций картин
этого загадочного литовского художника.
Потом поехал навестить мать, и у неё встре-
тил старшего брата Василия. В какой-то мо-
мент раскрыл альбом Чюрлёниса и стал вос-
торженно рассказывать брату о художнике.
Далёкий от искусства брат Василий наотрез
отказывался признавать интересными про-
изведениями непонятные ему картины. На
грани ссоры спорщики решили спросить
мнение матери. Ксения Филатовна подошла
к сыновьям, внимательно, не спеша просмо-
трела репродукции картин и тихо, задумчи-
во сказала: «Красиво это. Как будто бы так
было всегда…»

Надежда ВОИНОВА, искусствовед

 

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n3wqw/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость