Вика Логунова: «Права пойти ва-банк не было»
Виктория Логунова – выпускница ярославской школы № 76. В этом году она приняла участие в интеллектуальном телешоу «Умницы и умники». Выиграв региональный этап, школьница дошла до финала игры. А потом взяла и променяла финал на всероссийскую олимпиаду по русскому языку, на которой мечтала побывать с девятого класса.
Виктория Логунова (на фото в центре) – выпускница ярославской школы № 76. В этом году она приняла участие в интеллектуальном телешоу «Умницы и умники». Выиграв региональный этап, школьница дошла до финала игры. А потом взяла и променяла финал на всероссийскую олимпиаду по русскому языку, на которой мечтала побывать с девятого класса.
– Вика, как получилось, что ты стала участницей программы? Это была давняя мечта?
– О передаче я, конечно, слышала, но как-то не задумывалась о том, что могу туда попасть. А все началось с того, что в мою школу пришло письмо. В нем одиннадцатиклассникам предлагали поучаствовать в отборе на передачу «Умники и умницы Ярославии». Я подумала, что это может быть интересно, и согласилась. Начался конкурсный отбор. Сначала мы писали эссе. Нам дали тему «Ярославль и ярославцы в истории России». Писать его пришлось прямо на месте. Потом было собеседование. По итогам двух испытаний решалось, кто пройдет в четвертьфинал.
Началась подготовка. Темы предложили обширные и многогранные. Например, «XVII век в истории и культуре России и Ярославля». А еще были вопросы на логику, смекалку. При этом занятия в школе и подготовку к экзаменам никто не отменял. К учителям за помощью я не обращалась, на региональном этапе нам вместе с темой выдавали список рекомендуемой литературы – оставалось просто читать. Сразу же после школы я ехала в Некрасовскую библиотеку. Сидела там часами. Порой засиживалась до самого закрытия.
– Но все прошло удачно!
– Да, но тогда я все равно сильно волновалась. Особенно боялась съемок. Когда был конкурс красноречия, камеры мешали сосредоточиться, большие силы потребовались, чтобы последовательно излагать свои мысли. Ответы записываются с первого раза, никаких дублей. Переволновался, «зарезался» – и все, снято. А вообще, региональный этап организовали просто замечательно. К нам, участникам, тепло и доброжелательно относились. И это помогало справиться с волнением.
В финале регионального этапа я проиграла на красной дорожке. На один вопрос ответила верно. А незадолго до вопроса «В Рыбинске в 1914 году был поставлен памятник, который после Октябрьской революции утопили в Волге. Чей памятник утопили?» я читала про памятник Александру II скульптора Опекушина. Но назвала вместо Александра II Николая II – решила, что в 1914 году логичнее ставить памятник правящему царю, династия которого только что отметила юбилей. Очень обидно. А поскольку на ярославских играх права пойти ва-банк не было, пришлось уйти в теоретики. Но, как оказалось, не все потеряно. В последней игре на трибуне теоретиков я набрала больше всех орденов. Меня пригласили в Москву на съемки передачи. Как я была рада!
– Что было дальше?
– Декабрь оказался очень напряженным месяцем. Мы, шесть ярославцев и один рыбинец, поехали в Москву на съемки четвертьфинальных игр. До этого готовились по четырем темам: «История и культура Австрии», «Зимние Олимпийские игры и история зимних видов спорта», «Русско-швейцарские отношения», «Жизнь и творчество Гончарова». Эта подготовка была еще более напряженной. С нами занимались преподаватели вузов. Кроме обучения были занятия и тренинги на снятие напряжения, волнения, развитие речи.
– Дальше были съемки?
– Да, съемки длились три дня в Останкино, за день снимали по четыре игры. Съемка одной игры занимала где-то два часа. Хотя в эфире передача идет всего сорок минут.
Перед входом на площадку нас просили оставить все лишние вещи, с собой мы ничего не брали. Нас не гримировали, иначе бы все затянулось, участников очень много. Потом с нами еще раз повторяли все правила: как правильно стоять на дорожке, как отвечать, как держать себя.
Судит соревнование «высокий ареопаг», два его участника постоянные, а третий – приглашенный гость. Интересно видеть знаменитых людей вживую. Тогда, в декабре, на одной из игр в «ареопаге» была знаменитая конькобежка СССР шестикратная олимпийская чемпионка Лидия Скобликова. Еще среди судей были проректоры МГИМО, губернаторы разных областей, посол Австрии в России, фигурист Илья Авербух, художник Никас Сафронов, телеведущий Леонид Якубович, митрополит Иларион, хоккеистка Зоя Полунина. Я уже представляла, как проходят съемки, – все-таки был опыт на региональном этапе. Но здесь было намного больше камер, известных людей, что усиливало напряжение.
– Чтобы стать победителем, нужно не только знать ответы на все вопросы, но и уметь быстро ориентироваться?
– Все участники хорошо подготовлены, успеть поднять руку первым сложно. После каждого съемочного дня по количеству орденов отбирали тех, кто будет играть на дорожках на следующий день. Больше половины участников на дорожки попасть не смогли. Однако шанс попасть в полуфинал был у всех. Для этого нужно было набрать как можно больше орденов. Я играла в самой последней, 12-й игре и смогла победить на дорожке. Передача с моим участием вышла в эфир 16 марта.
– Что было дальше?
– За месяц до полуфинала, который должен был быть в конце февраля, нам объявили тему – Первая мировая война. К ней было готовиться гораздо сложнее, чем к теме про Гончарова. Кроме того, проходили съемки «Шанса» – особых игр, где можно отыграться. Но сделать это сложно, ведь вопросы не только из полуфинальных и четвертьфинальных тем региональных этапов, но и московских. Все это время меня сильно поддерживали родители. Они видели, сколько сил я отдала подготовке. Я знала, что если у меня что-то не получится, то упреков от них никогда не услышу, и очень за это благодарна.
Мне было легче учить темы, связанные с литературой или политической историей. А вот Первая мировая война далась тяжело. Буквально приходилось себя заставлять, делать над собой усилие. Фактов там немного, но они очень похожи, и поэтому их сложнее запоминать. Однако сама игра показалась интересной. Сейчас я очень сожалею, что не смогла выиграть на дорожке или заработать потом нужное количество орденов, чтобы пройти в финал на выгодных условиях. В финал я все же вышла, но как теоретик.
Тема финала – XIX век в русской культуре. О, я люблю это время, мне интересно все, что тогда происходило. Но на время финала пришлась всероссийская олимпиада по русскому языку. А конкуренция на таком мероприятии большая, ведь победа и призовое место позволяет поступить в любой вуз без экзаменов. Однако я выбрала олимпиаду. Я с девятого класса мечта побывать на ней, и вот сейчас моя мечта осуществляется. Хотя ехать впервые в 11-м классе на олимпиаду рискованно, ведь у меня уже не будет возможности исправить ошибки в следующем году.
Фото из архива Виктории Логуновой
Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n4067/











Комментарии: