Главное:
Рецензия: «Синдром Петрушки», о куклах и кукловодах

Рецензия: «Синдром Петрушки», о куклах и кукловодах

Мальчик по имени Петя, страстно увлеченный куклами, неожиданно видит на улице оставленную в одиночестве маленькую девочку совершенно кукольного вида, с огромными глазами и невероятно яркими огненно-рыжими волосами. Не удержавшись, он сгребает ребенка в охапку и приносит домой к другу. Девочку, конечно, сразу приходится отдать перепуганной няне, зато спасший ребенка Петя получает возможность играть с малышкой и узнает ее имя – Лиза.

И с этого момента между двумя людьми начинает сплетаться плотная, нерушимая связующая нить. Петр становится профессиональным кукловодом, Лиза все больше походит на подчиненную ему куклу… Но однажды «кукла» ломается, не выдержав смерти ребенка, родившегося с генетическим заболеванием – так называемым «синдромом Петрушки». Пока жена проходит лечение в психиатрической клинике, кукловод создает ее точную копию…

Фильм Елены Хазановой, основанный на романе Дины Рубиной, насыщен эмоциями. Отношения между Петром и Лизой (блестящий актерский дуэт Евгения Миронова и Чулпан Хаматовой) звенят от напряжения, вся картина как будто наэлектризована, пропитана предчувствием беды… Атмосфера в «Синдроме Петрушки» создана великолепно. Этому помогают и музыка, точно соответствующая общему настроению (за эту работу швейцарский композитор Николя Ребюс был награжден на «Кинотавре»), и перемещение камеры – то плавное и неспешное, то вдруг становящееся дерганым и стремительным, превращая действия героев в подобие стихийного бедствия. Огненным вихрем мечется по квартире рыжеволосая Лиза, разыскивая силиконовую «соперницу»; ураганом несется по лестницам Петр, надеясь догнать сбежавшую жену…

Визуальная составляющая фильма продумана и выстроена замечательно. Игра с освещением, хореография, элементы кукольных представлений, костюмы, интерьеры… И, конечно, виды Петербурга, который уже сам по себе кинематографичен и служит идеальным местом действия для этой истории, щедро приправленной мистикой и символизмом.

Балансируя на грани семейной драмы и психологического триллера, «Синдром Петрушки» заводит разговор на древние философские темы. Сотканная из страсти и сумасшествия история отношений мужчины и женщины через образ кукловода и куклы вдруг переходит в разговор о Боге, о творении, о власти и ответственности.

На протяжении всего фильма несчастной жертвой выглядит Лиза, однако и фигура Петра глубоко трагична. Тому, кто накрепко связал жизнь с куклами, любовь к живому человеку дается нелегко. Фанатично увлеченный своей работой кукольник не может воспринимать жену как самостоятельную, отдельную от него личность. Не может отпустить ее. Ведь если кукловод разорвет связующие нити, кукла умрет. Однако «Синдром Петрушки» намекает, что возможно и обратное.

Фильм обрывается на напряженной, тревожной ноте. Куклы-Петрушки на уличном празднике, ночные набережные, ангельские крылья и сполохи огня… Несмотря на кажущееся благополучие, мир выглядит зыбким и неустойчивым. А потому горящая на мосту кукла воспринимается не то как божественное откровение, не то как зловещее предзнаменование новой беды.

Смотреть в Ярославле: киноклуб «Нефть».

Какие фильмы вышли в Ярославле на этой неделе, читайте в материале «Кино недели».

Фото с сайта «Кинопоиск»

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n4abk/
кинорецензия

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость