На скорую руку. За какое время врачи «неотложки» должны приехать к пациенту?

Институт скорой помощи лихорадит от бесконечных реформ. Только за последнее время было озвучено намерение Минздрава заменить врачей «скорой» на фельдшеров или даже парамедиков. А вслед за этим появилось и предложение ограничить количество бесплатных вызовов на номер «03» – Минздравом, правда, отвергнутое.

На скорую руку. За какое время врачи «неотложки» должны приехать к пациенту?

Институт «скорой помощи» лихорадит от бесконечных реформ. Только за последнее время было озвучено намерение Минздрава заменить врачей «скорой» на фельдшеров или даже парамедиков. А вслед за этим появилось и предложение ограничить количество бесплатных вызовов на номер «03» – Минздравом, правда, отвергнутое. Что ждет ярославскую «скорую» и ее пациентов, разбиралась корреспондент «СК».

Успеть за 20 минут

О «скорой помощи» принято вспоминать, когда случается что-то из рук вон – очередная эпидемия гриппа обрушивается, а с ней – по тысяче вызовов на «03» только в Ярославле. Или когда очередного больного спасти не удается, и, кажется, во всем виноваты врачи. Это понятно, работа, которая касается такого числа людей, не может не вызывать нарекания.  Но и обидно, когда медики изо дня в день работающие на грани сил и возможностей, оказываются в центре внимания только на волне негатива. Успели, спасли – все в порядке, по хорошем у нас говорить не считается нужным. А уж если что-то не так – получайте…

На самом деле, за последние годы в регионе много сделано для того, чтобы «скорая» приезжала во время. И это отмечается не только на региональном, но и на федеральном уровнях. Если федерация лишь недавно прописала нормативы, в которые должна уложиться «скорая» на пути к больному – те самые 20 минут, то у нас в регионе стандарт давно уже работает, не зависимо сельская это местность или областной центр:

– Чтобы обеспечить своевременный приезд «скорой», по всей области организованы подстанции, отделения СМП с 20-минутной доступностью, – рассказывает главный специалист регионального департамента здравоохранения и фармации по скорой медицинской помощи Людмила Кукушкина. - Взять, к примеру, Переславский район: здесь есть отделение скорой медпомощи при ЦРБ и еще четыре небольших подразделения разбросаны по району. К тому же, сравните дороги: какая загруженность в городе и как свободно на селе. В городе пробки, с мигалкой стоим, на селе – свободно едем. Поэтому и оперативность не страдает, если радиус отделения «скорой» составляет 40-50 км. Вот в Некрасовском с проверкой были – улицы пустынные, населенный пункт компактный. Три минуты – и на месте. Это вам не Ярославль.

Конечно, признаются медики, в пору эпидемий в нормативы уложиться зачастую не удается – число обращений покоряет вершины, а количество бригад скорой остается прежним. Но и здесь, говорит главврач ярославской станции скорой медицинской помощи Андрей Живой, врачи пытаются искать варианты:

– Если вызов экстренный, а помощь по какой-то причине задерживается, перезваниваем пациенту, узнаем состояние, даем рекомендации.

Реанимация «неотложки»

Сделать за последние годы экстренную помощь доступнее не в последнюю очередь удалось за счет разделения службы на, собственно, «скорую» и неотложную. На первую приходятся сложные случаи, преимущественно требующие госпитализации и лечения под неусыпным вниманием врачей. А «неотложке» достаются «непрофильные» звонки по «03» тех больных, чья хворь серьезной угрозы здоровью не представляет. «Неотложки» организуются при поликлиниках и выезжают вместо экстренной бригады к пациенту. Врач в таких случаях имеет в распоряжении тонометр, электрокардиограф, глюкометр, небулайзер, медпрепараты. Все - за исключением реанимационного оборудования. В нашем регионе такой пилотный проект заработал уже в 2010 году – и доказал свою эффективность:

– Главная цель подобного деления – разгрузить «скорую помощь», сократить время ее прибытия, - говорит Людмила Кукушкина. – Ведь не секрет, что около половины всех вызовов на «03» не являются экстренными. Сейчас в области 17 неотложных пунктов, в том числе 2 – в Ярославле.

На федеральном уровне запланировано дальнейшее развитие пунктов неотложной помощи, хорошо зарекомендовавших себя за короткое время. Для больного с нововведением ничего не изменилось: он набирает привычные «03», а на том конце провода уже решают, кого к нему отправить – «скорую» или «неотложку». Определяют судьбу звонка диспетчеры. Все они, как заверил Андрей Живой, с медицинским образованием и солидным опытом работы:

– В диспетчерской службе разработан алгоритм приема вызова, который позволяет при расспросе пациенте правильно оценить – экстренное или неотложное обращение,  уверен он. – Ошибок быть не может.

Не без труда

Без проблем – куда же? О том, что в стране – и в регионе, уже который год не хватает врачей «скорой помощи», не знает разве что ребенок. Сейчас их «некомплект» в области составляет 35 процентов. Переломить тенденцию удается с великим трудом. Хотя, как констатирую специалисты, небольшие подвижки все же есть:

– Чтобы привлечь медиков, губернатором три года назад была повышена зарплата врачам «скорой», – комментирует Людмила Кукушкина. – Сейчас она составляет больше 45 тысяч рублей. Плюс льготы разного рода. Работаем с медуниверситетом. Организуется интернатура для врачей СМП, есть производственная практика студентов 5 и 6 курса. Используются и целевые направления. Считаю, некоторые подвижки в связи с этим происходят. За минувший год сразу несколько врачей после интернатуры к нам пришло.

С фельдшерами ситуацию в регионе уже удалось изменить. Если еще 2-3 года назад их нехватка составляла 20 процентов, сейчас средним медперсоналом «скорая» укомплектована полностью.

Кстати, если в стране все активнее обсуждается вопрос с плохим состоянием автопарка службы «03», в Ярославской области за последние три года он обновился на 138 авто – практически наполовину. Все машины оснащены системой ГЛОНАСС:

– Это очень важно для работы диспетчерской службы, – уверена Людмила Кукушкина. – Ведь отслеживая передвижения, на экстренный вызов можно послать ту «скорую», что окажется ближе к месту звонка. 

По словам Людмилы Кукушкиной, всего за СМП региона закреплено 272 машины, что в более чем в два раза превышает норматив, установленный Минздравом:

– По нормативу одна «скорая» приходится на 10 тысяч человек. У нас в два с лишним раза больше, – говорит медик. – И это хорошо: не дай бог, внеплановый ремонт потребуется, ДТП случится – всегда есть возможность заменить, чтобы не было простоя экстренной бригады.

Есть у ярославских «скорых» и своя специализация. По словам главврача областной больницы Олега Белокопытова, важным связующим звеном в работе сети сердечно-сосудистых центров, существующей в регионе,  является работа именно специализированных скорых:

– По сосудистой программе в районах выделен спецтранспорт, который транспортирует больных с инфарктами и инсультами, – объясняет схему взаимодействия Олег Павлович. – Все организовано так, чтобы как можно в более короткие сроки больной поступил в специализированное лечебное учреждение, занимающееся этой патологией. И в регионе схема работает.

…Бесконечно усовершенствуя «скорую», без совершенствования гражданской позиции обычных водителей не обойтись. Иначе никакие реформы службы «03» не позволят медикам вовремя добраться до пациента.

Фото Сергея Белякова

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n4chf/
здравоохранение

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость