Главное:
МИН
-

Золотые звуки. Что мешает говорить правильно?

Ежегодный городской конкурс профессионального мастерства педагогов дошкольного образования «Золотой фонд» в этом году прошел в Ярославле уже в 14-й раз.

Первое место единогласно завоевала Екатерина Корнева, учитель-логопед МДОУ «Детский сад №16». «Ярославский регион» побывал на одном из занятий Екатерины Алексеевны, побеседовал об особенностях становления правильной речи современных детей и задачах учителя-логопеда.

Лунтик в облаках

– Маша, что несет Лунтик в подарок Миле?

– Лак!

Маленькая Маша старательно артикулирует перед большим зеркалом трудный слог «ла» с твердым «л», собирая и провожая игрушечного Лунтика к подружке – божьей коровке Миле.

Логопедические занятия в ярославском детском саду №16 обещают еще много интересного. Для создания «мира Лунтика» Маша лепит пышные облака из синего кинетического песка, а Костя и Кристина прячут в тот же песок буквы, чтобы показывать друг другу беззвучно, только положением губ, какая именно буква, какой звук таится под слоем такого приятного на ощупь материала для творчества. А Лунтик, чтобы помочь Маше закрепить произношение твердого «л», много раз перелетает с облачка на облачко, перенося для Милы разные полезные вещи: то лак для волос, то ласты, то лупу.

– Ребенок, конечно, может научиться правильно говорить, просто повторяя за взрослым специальные комбинации звуков и различные упражнения, – рассказывает Екатерина Корнева, педагог с 15-летним стажем. – Но для каждого мальчика или девочки обучение правильной речи будет намного эффективнее, если им будет интересно в кабинете логопеда, если предложить детям не скучный урок, а увлекательную игру.

Звуки из песка

Екатерина Алексеевна прекрасно ориентируется в теме: в этом году она впервые приняла участие и сразу стала победителем городского конкурса педагогического мастерства «Золотой фонд», успешно пройдя все этапы. Представленная Екатериной Корневой традиционная методика постановки правильной речи детям, преодоления дизартрии, обогащенная авторскими дополнениями с включением элементов игры, завоевала сердца членов жюри. Сам конкурс включал в себя презентации, мастер-классы и даже занятия со взрослыми учениками, и самыми интересными, а главное – полезными признаны авторские разработки Екатерины Корневой. После проведенных занятий и презентаций многие ярославские логопеды, директора и методисты детских дошкольных учреждений обратились к Екатерине Алексеевне с просьбой предоставить ее разработки в виде методического материала, провести мастер-классы для педагогов и логопедов в детских садах.

В кабинете логопеда ребята сначала немного смущаются гостей, но постепенно перестают обращать на нас внимание. Они увлекаются игрой и одновременно учатся правильно произносить такие сложные сочетания гласных и согласных звуков. Очень помогает в этом деле яркий и приятный для детских и взрослых пальцев кинетический песок. В него можно не только прятать пластмассовые и деревянные буквы, но и проводить дорожки от согласной буквы к гласной, одновременно произнося слоги вслух, можно катать по песку колючие и гладкие шарики, можно лепить из него все, что душе угодно. А можно просто мять его в руках, когда язык и губы стараются правильно произнести замысловатые для многих малышей сочетания.

– Когда мы делаем артикуляционную гимнастику, у многих детей напрягаются руки, все тело, и снять это напряжение помогает как раз кинетический песок, – поясняет победительница конкурса «Золотой фонд». – И это одна из наших задач в коррекции дизартрии, то есть исправление врожденного нарушения звукопроизношения у детей: убрать дискинезию, то самое лишнее напряжение мышц, которое мешает запомнить правильное положение губ, языка, зубов для верного произношения каждого звука.

Как мама рычать научилась

О том, что сегодня в логопедической помощи нуждается большинство детей дошкольного возраста, не нужно рассказывать современным родителям. К сожалению, с каждым годом нарушение звукопроизношения, дизартрия встречается у все большего количества детей, и причин тому несколько.

– Здесь виновата не только экология, плохой воздух, вода, «химическая» еда, – считает Екатерина Корнева. – Сегодня перинатальная медицина достигла больших успехов, и врачи благополучно выхаживают новорожденных с очень малым весом, с серьезными родовыми травмами и другими патологиями. Так или иначе эти состояния сказываются на становлении речи у малышей, и наша задача – скорректировать эти нарушения, научить детей правильно говорить. Но без активной помощи родителей, без повторения дома наших упражнений трудно добиться хороших результатов. Современные родители, к сожалению, мало разговаривают со своими детьми, и вообще мало разговаривают – это общая тенденция. А чтобы ребенок научился хорошо и правильно говорить, с ним нужно постоянно беседовать, обсуждать жизненные события, выполнять задания логопеда – тогда и проблемы речи проще преодолеть. Помню, как одна мама сказала мне: «Я по вашей тетради сама рычать научилась, раньше не умела!» То есть мама не просто делала упражнения вместе с ребенком, которые я записываю для повторения дома, но и сама звук «р» научилась выговаривать.

Вообще, по опыту Екатерины Корневой, взрослого человека легче научить правильно произносить те или иные звуки, если этого не произошло в детстве: у взрослых сильнее мотивация, они более дисциплинированны в выполнении упражнений и домашних заданий. Хотя своего собственного мужа Дениса Екатерина Корнева так и не смогла научить правильно произносить звук «л».

– Муж только смеется, когда я предпринимаю попытки поставить ему этот самый звук, и не воспринимает всерьез, – улыбается Екатерина Алексеевна. – Но мы с сыновьями не настаиваем, любим нашего папу и без правильного «л». Вообще я очень благодарна моим мужчинам – они очень поддержали меня при подготовке к конкурсу «Золотой фонд», да и всегда поддерживают, во всех начинаниях, будь то совместные занятия спортом или обустройство дачи!

А главное преимущество работы с детьми дошкольного возраста, по мнению лучшего логопеда Ярославля, искренность, отзывчивость и благодарность маленьких учеников.

– Радость, с которой дети приходят на занятия, отдача от моей работы, правильная в итоге речь наших ребят – главное, почему я с удовольствием работаю в детском саду, – улыбается Екатерина Корнева. – Даже та искренность, с которой ребенок тебя обнимает, стоит многочасовых трудов по становлению одного звука!

Фото Сергея Белякова

дети

Конституция

Предложить новость

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp