Чадо техники
Появится ли в Ярославской области свой технопарк?
В последние годы дополнительное образование попало в тренд. О необходимости его стимулирования говорится на самом высоком уровне. Однако сдвинуть с места проблему развития всевозможных кружков и секций, особенно тех, что научно-технической направленности, оказалось не так легко. Технопарки пока строятся лишь в четырех городах России, слишком уж затратное это дело. А процент занятых в допобразовании сельских детей оставляет желать лучшего. Как Ярославль борется за будущие кадры, пестует юных Кулибиных, появится ли здесь свой «техноинкубатор» – в нашей статье.
Дело – в людях
– Вам задание дали или собственная инициатива? – забрасывает «удочку» директор регионального центра детско-юношеского технического творчества, он же – руководитель секции автомоделирования с почти тридцатилетним стажем, мастер спорта международного класса и член сборной России по этому виду спорта Владимир Кригер. Услышав ответ, который, видимо, хотел слышать, говорит о развитии технического допобразования школьников в России в целом – и на территории вверенного ему учреждения в частности, долго и увлеченно. Кстати, в свой законный отпуск. Хотя достаточно заглянуть в его глаза, заряжавшие энтузиазмом, чтобы поставить диагноз будущему допобразования в стране: пока сеять разумное, доброе, вечное в нем будут такие люди как Владимир Андреевич, трудности с финансированием – и прочие «недо» - вполне преодолимы. Не удивительно, что ярославский центр технического творчества держит марку и по-прежнему остается одним из сильнейших в стране. А его дети – занимают первые места на соревнованиях разного уровня.
– Вы не представляете, какое это счастье – увидеть глаза ребенка, радующегося тому, что модель, создаваемая им едва ли не целый год, получилась, – говорит он. – Это вам не хваленые роботы «Лего», нацеленные на быстрый показушный результат, где детали быстро собрали, кнопочку нажали, игрушка поехала по линии. Чему дети научились? Ни-че-му. Такие игрушки отбивает желание мыслить и после 12 лет категорически противопоказаны.
Не подумайте, Владимир Андреевич вовсе не противник активно продвигаемых в российское образование робототехники или 3D-моделирования. Все эти секции в центре технического творчества есть, но:
– Робототехника у нас настоящая, развивающая детей – на платформе «Ардуино», в этих роботах есть разные датчики: движения, света, освещенности. Платформу дети сами рисуют и вырезают на 3-D станке. Потом берут микросхему, в нее забивают программу, которая будет управлять датчиками. То, что наши дети делают – голая инженерия, которая нужна им и интересна.
Задачка для власти
Мнение Кригера ценится на самом высоком уровне, не случайно он был одним из спикеров на круглом столе, посвященном развитию научно-технического творчества детей, организованным комитетом по образованию Госдумы РФ этой зимой.
Необходимость развития именно технического направления, получавшего прописку едва не в каждом дворе в советском прошлом, была заявлена на самом высоком уровне еще пару лет назад, когда проблема нехватки инженерных кадров встала в стране во весь рост. Помочь определить приоритеты со школьной скамьи должны были центры технического творчества. Но технической революции в подготовке детей пока не случилось. Радиотехнические секции, авиа- и автомоделирования, программирования, робототехники, прочие прикладные кружки и сегодня составляют ничтожные десять процентов на общем поле внешкольной работы.
– Создать с пустого места мастерскую, оснащенную современными станками, найти к ним еще и толкового педагога – дело неимоверно сложное, – констатирует неподъемность «восстановительных» работ Владимир Кригер. – Поэтому предпочитают многие руководители махнуть рукой и оставить все как есть. В этом смысле региональные власти дадут фору многим нашим географическим соседям, они с пониманием относятся к проблемам центра. С оборудованием помогают, на наши просьбы реагируют. Но мы – государственное учреждение, а 90 процентов детей сосредоточены в муниципальных заведениях. У муниципальных же властей денег на свои объединения в большинстве случаев просто нет.
Что делать? Ответ очевиден: вкладывать деньги в сохранении советских традиций и развитие новых направлений технического «окраса» именно в муниципальных учреждениях. Сказать легко, сложнее сделать, особенно учитывая многомиллионный «вес» такого творчества. Без помощи государства не обойтись. Не случайно технопарки, где будут пестовать юных инженеров, появились только в четырех городах России – и то при мощном федеральном софинансировании.
В Ярославской области, признались в региональном департаменте образования, о создании своего технопарка задумывались. Но ввиду отсутствия лишних трехсот миллионов пока эта тема только обсуждается. Хотя крест на ней ставить никто не собирается:
– Мы обсуждали цену вопроса, возможности для маневрирования. Мы проводили мониторинг, встречались с производителями, – комментирует проведенную работу начальник отдела регионального департамента образования Нелли Лобанова. – Есть мобильные технопарки, менее затратные по стоимости. В любом случае, от идеи мы не отказываемся. С проектом на уровень федерации будем выходить, когда все детально проработаем.
Глубокая проработка вопросов допобразования уже принесла плоды. Регион в ближайшее время получит федеральный грант.В Министерстве образования оценили перспективность объемного (почти в тысячу страниц) проекта «Региональная сетевая инновационная площадка по обновлению содержания и технологий дополнительного образования детей на основе принципов неформального и информального образования». Федеральные деньги будут потрачены, в том числе, и на развитие технических объединений.
Попали в сети
Идейным вдохновителем и разработчиком проекта стал областной Институт развития образования. О действительном успехе ярославцев говорит хотя бы тот факт, что конкурировать им пришлось со 123 организациями, также представившими в Министерство образования и науки свои проекты:
– Мы создаем сетевую площадку, объединившись с государственными образовательными учреждениями, - делает «выжимку» из программы ректор Института развития образования Ангелина Золотарева. – А те, в свою очередь, как ресурсные центры курируют муниципальные учреждения своей сферы. Своя задача у каждого. Мы оказываем методическую помощь, проводим повышение квалификации педагогов, а детские центры создают практику, разрабатывают программы для детей, их реализуют. Получается, такая сеть охватит весь регион. Запустим и единый портал «Ярославская область: пространство образовательных возможностей», который объединит на одной площадке все услуги, связанные с образованием детей.
Вообще, по оценкам специалистов, на региональном допобразовании трудности 90-х годов прошлого века и начала нулевых хоть и сказались, но не были такими катастрофичными, как в соседних областях. Да, секций и кружков стало меньше. Однако «бренды» региона удалось сохранить и даже новые создать. По-прежнему работает в Ярославле флотилия им. Ушакова, а юные моряки бороздят водные просторы страны. Тот же Центр технического творчества – один из лучших в России. В «Центре анимационного творчества «Перспектива», создают чудесные мультфильмы, а многие его выпускники учатся во ВГИКе. Проект «Математическая школа» инновационно-образовательного центра «Новая школа» хорошо известен на всероссийском уровне, а его участники с завидной регулярностью занимают призовые места даже на международных олимпиадах. Что особенно ценно – проект уже охватывает всю область, что дает свои результаты. Среди призеров математических соревнований появляются дети из сельской местности.
– Сейчас 71 процент ярославских детей заняты дополнительным образованием, – говорит Нелли Лобанова. – Останавливаться мы не собираемся, новые горизонты видим в развитии неформального и информального дополнительного образования. Есть проекты для детей с ограниченными возможностями здоровья. В Брагине, к примеру, с ребятами-колясочниками занимаются танцами. Для этого многое пришлось сделать: помещение переоборудовали в соответствии с требованиями, педагогов обучили, коляски купили. Этот опыт распространяем по области.
«Не мешайте работать»
Какие же ученики без педагогов? И хотя вопрос финансирования дополнительного образования всегда был «во первых строках», в последние годы еще более очевидна стала другая проблема – нехватки квалифицированных кадров. Практически ни в одном высшем учебном заведении страны педагогов для кружков и секций не готовят. ЯГПУ им. К.Д. Ушинского – исключение: здесь учат магистров и бакалавров дополнительного образования, но проблему снять все равно не удается:
– В педуниверситете готовят педагогов системы дополнительного образования. Но далеко не все, - отмечает Ангелина Золотарева. – Есть биология с эколого-биологическим профилем, физкультура со спортивным профилем, педагоги-организаторы. Но если в школе порядка 20 предметов, в допобразовании их больше 2,5 тысяч. И по каждому профилю преподавателя не подготовишь.
Пока, говорят директора учреждений дополнительного образования, выкручиваться удается за счет совместительства. Но федеральное законодательство все более затягивает гайки:
– Мои совместители – а большинство педагогов, чтобы хоть как-то «поддержать штаны» работают еще и на основной работе – уже в ближайшее время могут не подойти, – говорит Владимир Кригер. – Да я и сам этим требованиям не соответствую. Высшее образование у меня есть, но оно техническое. А должно быть педагогическим. Как вы считаете, кто детям лучше автомоделирование в головы и руки вложит – технарь, у которого не только знание дела есть, но и душа жаждет работать с детьми, или педагог с корочками, не знающий зачастую и азов инженерной науки? Не надо нам мешать работать…
...Последняя мысль даже чаще, чем слова о необходимости финансирования, сквозила в разговоре с Владимиром Андреевичем. Безусловно, в деле, где речь идет о детях, все должно быть выверено до мелочей. Но зачем, к примеру, надзорным ведомствам требовать установки специального подьемника для детей-инвалидов в техническом центре, где по закону заниматься могут только физически здоровые дети? Купили, стоит, им ни разу не пользовались. Проверками, говорит Кригер, замучили. По некоторым вопросам правоту даже в суде приходилось отстаивать. Каждому ли директору по силам? Но вот парадокс: при таком количестве «нянек» у всего, что связано с детьми, в стране трагедии, подобные недавней, Карельской, все равно случаются. Что-то с механизмами проверок не так. Или механизмы человеческих душ неисправны...
Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n4fax/
Комментарии: