Главное:
Ирина Собеская, учитель года – 2016 в Ярославле: «Свободное время у ребенка должно быть заполнено всегда»
1067

Ирина Собеская, учитель года – 2016 в Ярославле: «Свободное время у ребенка должно быть заполнено всегда»

Летние каникулы пролетели, оставив три месяца отдыха позади. Родители школьников уже приготовили новую форму, портфели и тетради. 1 сентября сотни ярославских школ встретят нарядную толпу учеников с пестрыми букетами, и колесница учебного года вновь покатится по четвертям, контрольным и домашним заданиям. Сколько времени должны уделять урокам школьники, как научить ребенка любить книги и каким должен быть современный педагог, рассказала «Учитель года – 2016» в Ярославле Ирина Собеская.

Конференции, мастер-классы, конкурсы. Школьный учитель сегодня становится более современным?

– В современном мире учитель тоже становится немного другим. Школьники меняются, меняется образование, появляются новые современные госстандарты. Учитель тоже должен постоянно расти и совершенствоваться. Обновлять не только свои знания, но и подходы к обучению. Учить по тем самым первым конспектам, которые мы писали для себя 20 лет назад, невозможно. Например, мы писали все сверху вниз, а дети сегодня листают планшеты снизу вверх. Дети не стали другими, просто пришел новый век – век электронный, соответственно должен быть и новый век в образовательных технологиях.

Получается, разницы между учениками тогда и сейчас нет?

– Просто эту разницу колоссальной назвать нельзя. Как и 20 – 30 лет назад, нас, учителей, обучают по тем же самым психологическим учебникам. Подходы к детям нам дают те же самые. Возрастные особенности у детей не меняются. Детки также познаются в игровой деятельности, только игры у них стали другими.

На ваш взгляд, сколько времени школьник должен заниматься подготовкой домашнего задания?

– Вопрос спорный. Родители говорят, что мы очень много задаем. Но все должны понять, что домашние задания – это лишь закрепление материала. Конечно, объем слишком большим быть не должен. Но если не закреплять материал дома, потом очень сложно на основе предыдущего материала наполнять себя следующим. Я считаю, что нормально тратить два часа в день на уроки. Кроме того, ребенок должен быть занять еще чем-то в свободное время. Я за то, чтобы дети ходили в кружки, секции, получали дополнительное образование. Время у ребенка должно быть заполнено всегда: нельзя, чтобы он сидел без дела просто так дома. Иначе это время он заполнит сам, и заполнит тем, чем хочет. Родителям нужно организовать время ребенка самим, попытаться найти секцию и кружок, который заинтересует их чадо.

А что лучше читать – программные произведения или допустимы другие произведения?

– В этом году пятому классу я дала список литературы, который не касается программы. Почему я это сделала? Потому что появилось большое количество современных авторов с интересными произведениями. Любовь к чтению мы прививаем и другим образом – через социальные сети. Я часто даю такие задания, как, например, создать страницу литературного героя в социальной сети. Ее можно сделать и отправить ссылкой мне на электронную почту, можно просто нарисовать на листе бумаги. А героя невозможно создать, не прочитав произведение, не познакомившись с его характером. Я долго думала, как начать изучать Маяковского с 11-м классом. Ну, какой им Маяковский, когда ЕГЭ впереди? Но выход нашелся: в начале урока я включила группу «Сплин», песню «Маяк». Дети послушали и задали вопрос: зачем? Потому что это – стихи Маяковского! Не поверили сразу. После таких примеров идет другое восприятие автора. «Мастера и Маргариту» изучали на примере современного сериала. Приходится ухитряться, чтобы заинтересовать учеников.

Были и уникальные случаи. С моим классом «моряков России» мы устраиваем походы, в которых по вечерам читаем книги, после которых проводим жизненные обсуждения. 

Как вы оцените влияние Интернета на детей? Должен ли быть доступ к нему у школьников или нет?

– Интернет должен быть, однозначно. Ведь это не только социальные сети, хотя и в них общение может переходить на другой уровень. Например, я работаю в классе «Юные моряки России», и мы создали группу «ВКонтакте», где общаемся и по учебным вопросам, и по вопросам морских занятий, договариваемся о встречах, что-то обсуждаем. У нас в школе много специальных занятий – вязание узлов, строевая и военная подготовка, поэтому на уроках детям и в Интернет-то выходить некогда. Главное, чтобы родители правильно научили ребенка пользоваться Интернетом в свободное время.

Какие советы вы даете родителям школьников?

– Когда я прихожу на родительское собрание, взрослые очень часто мне говорят: «Опять сейчас мне скажете, что мой ребенок плохо учится, мой ребенок плохой». И я всегда предлагаю начать с того, что, в первую очередь, нужно любить своих детей такими, какие они есть. Они – ваша частичка, у них ваши знания. А уже дальше ребенку просто можно помогать в учебе, в спорте, и прививать ему какие-то качества. Не надо ему сразу говорить, что он плохой. Он хороший, это ваш ребенок. Постарайтесь увидеть в нем человека такого же, как вы. Недавно мы были в Угличе, где директор музея очень интересно произнесла фразу: «К нам приходят люди. Среди людей есть и дети». Дети – такие же люди как и мы, просто с ними нужно учиться находить общий язык.

Вопрос к вам как учителю русского языка и литературы. Достаточно ли в школьной программе этих предметов?

– Я сразу отмечу, что вопрос грамотности стоит в нашем обществе остро. Нужно больше читать, только читая, можно обучиться писать. Проблема грамотности напрямую взаимосвязана с проблемой чтения. В пятом классе у нас достаточно уроков русского языка. Но в девятом классе всего два часа русского языка в неделю и три часа литературы. Два урока русского языка в неделю – это очень мало. Такая же ситуация в десятых и одиннадцатых классах. А ведь мы готовим ребят к экзаменам. Конечно, есть выдающиеся ученики, кто сдает ЕГЭ на высшие баллы. Но есть и те, кто показывают результаты средние и еще хуже. Как правило, это те дети, которые не хотят читать. В старшей школе, я считаю, нужно больше часов русского языка.

А что лучше читать – программные произведения или допустимы другие произведения?

– В этом году пятому классу я дала список литературы, который не касается программы. Почему я это сделала? Потому что появилось большое количество современных авторов с интересными произведениями. Любовь к чтению мы прививаем и другим образом – через социальные сети. Я часто даю такие задания, как, например, создать страницу литературного героя в социальной сети. Ее можно сделать и отправить ссылкой мне на электронную почту, можно просто нарисовать на листе бумаги. А героя невозможно создать, не прочитав произведение, не познакомившись с его характером. Я долго думала, как начать изучать Маяковского с 11-м классом. Ну, какой им Маяковский, когда ЕГЭ впереди? Но выход нашелся: в начале урока я включила группу «Сплин», песню «Маяк». Дети послушали и задали вопрос: зачем? Потому что это – стихи Маяковского! Не поверили сразу. После таких примеров идет другое восприятие автора. «Мастера и Маргариту» изучали на примере современного сериала. Приходится ухитряться, чтобы заинтересовать учеников.

Были и уникальные случаи. С моим классом «моряков России» мы устраиваем походы, в которых по вечерам читаем книги, после которых проводим жизненные обсуждения. Однажды поехали с группой, где девочка-девятиклассница взяла с собой «Евгения Онегина». Она читала и переживала, что ничего не понимает. Мы садились вместе, и я объясняла. В результате моих объяснений юнга нашего корабля, который признался, что в жизни не прочитал ни одной книги, за ночь прочитал это произведение. Любовь к чтению появляется либо сама собой, либо нужно идти на маленькие хитрости, чтобы завлечь юных читателей. Если родители будут читать, то и дети, наблюдая это, полюбят книги.

Фото предоставлено 76.ru

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n4gwh/
дети

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость