Одиночество здесь больше не живет?
Каково это – помогать тем, кто сам о себе не может позаботиться.
– В Ярославле сейчас живет моя мама. Помощь по дому ей оказывает социальный работник, поскольку, к сожалению, я живу далеко. В последний год по телефону только и слышу от мамы, как тяжело им работать и какая у них маленькая зарплата. Времени у нее проводят мало, максимум минут 20 – 30. Изредка покупают продукты (мама сама ходячая), для нее главное – хоть изредка поговорить по душам с непосторонним человеком. Но соцработнику всегда некогда – нужно дневник посещений заполнить. Однажды мама попросила поправить штору, крючок сорвался, так ей ответили: нет, не полезу, боюсь упасть. Хотелось бы узнать, сколько времени соцслужба отводит на каждого старика – час, полтора или 15 минут? Может, и за время нужно тоже платить? – с таким вопросом обратилась в редакцию газеты «СК» жительница Днепропетровской области Светлана Сергеенко.
Богадельни уходят в прошлое
Для социального работника ключевым словом является «помощь». Этот человек помогает на самом простом, бытовом уровне: купить продукты, промтовары, сделать уборку в квартире, приготовить обед, сбегать в аптеку, проводить в больницу, оформить справку в каком-нибудь государственном учреждении. Ничего яркого, героического и экстраординарного.
Подопечными, как правило, являются одинокие пенсионеры (подчас формально, может быть, и не одинокие, но живущие отдельно от родственников), инвалиды. Люди больные, психологически неустойчивые, иногда совершенно беспомощные: плохо видят, плохо слышат, ничего не помнят. Вполне понятно, что с такими клиентами могут работать люди с определенной душевной организацией. Но жизнь сегодня диктует свои правила …
Жительница Тутаева, трудящаяся соцработником с 1998 года, Ирина Мухина своих клиентов для простоты называет обобщенно «бабушки», потому что пожилых женщин на соцобслуживании значительно больше, чем мужчин.
– Сначала было неплохо: ставка 4 человека, ненормированный рабочий день (что давало к отпуску 12 оплачиваемых дней) плюс премия и подработка. Вели одну тетрадь и отчет. Теперь все изменилось: сначала ввели тетради на каждого пенсионера, увеличили ставку до 6 человек, а сейчас – в два раза больше. День сделали нормированным, хотя все равно идем к пенсионеру в свое личное время, если тот просит или вызывает, и это не оплачивается. Теперь и журнал ведем, где отмечаем, в какой день ходили к кому и что сделали из гарантированных услуг. Подменных сейчас не дают, рассчитываем только друг на друга. В конце месяца должны сойтись все цифры в отчете, – рассказывает Ирина.
Женщина показывает тетрадь большого формата, где социальный работник ведет отчет по каждому подопечному. Сначала ФИО, затем список оказанных услуг: вынесла мусор, провела беседу об осторожном общении с посторонними людьми, провела инструктаж по газовой безопасности, оплатила счета за ЖКУ и, конечно, набор купленных продуктов – столько-то граммов сливочного масла, столько-то килограммов картофеля, лука и моркови, столько-то штук шоколадных конфет. Еще соцработники должны вести дела подопечных в бесчисленных организациях, решающих их финансовые вопросы, постирать, погладить, почитать.
Несите добро интенсивнее
– Говорить о безвозмездной социальной помощи больше не приходится. С 1 января 2015 года по новому Федеральному закону «Об основах социального обслуживания граждан» услуги, которые социальные работники оказывают своим подопечным, разделены на платные и бесплатные, – объяснили в департаменте труда и социальной защиты населения Ярославской области. – По действующему законодательству порядок оказания платных услуг утверждают сами регионы.
В перечень платных услуг, как правило, включены уборка квартиры, сопровождение на прогулке, стрижка, глажка белья, мытье окон и т. д. И головная боль от того, что времени оказывать эти услуги практически не остается: за рабочий день едва успеваешь управиться с бесплатными необходимыми. К каждому подопечному нужно приходить два раза в неделю, а еще обойти огромное количество бюрократических учреждений и магазинов. Ну и срочные вызовы есть, причем регулярно. Вот и не знают соцработники, что делать: то ли за жизнь поговорить, то ли на рынок бежать.
По новым правилам расширился список тех, кто имеет право на социальную помощь. Теперь это не только одинокие люди, полностью или частично потерявшие возможность самостоятельно себя обслуживать, передвигаться, но также семьи, где есть инвалиды, нуждающиеся в постоянном уходе, в том числе дети-инвалиды или дети, испытывающие трудности в социальной адаптации.
Социальную опеку должны получать и семьи, где есть люди с психическими заболеваниями. На помощь соцработника могут рассчитывать выпускники детских домов до 23 лет, у которых нет работы и жилья. Совсем бесплатно ее будут получать те нуждающиеся, у кого доход ниже 1,5 прожиточного минимума в регионе (остальным услуги оказывают за деньги и по сниженным тарифам).
Легко посчитать, какая нагрузка у соцработника по новым стандартам. Каждого подопечного надо навестить два раза в неделю. Если у соцработника 13 человек (а это норма), значит, в день нужно совершить примерно пять визитов. На одного подопечного приходится до 4 килограммов продуктов. Таким образом, за день женщина должна перетащить 20 килограммов. А ведь нужно еще эти продукты купить, квартиру убрать, еду приготовить, а порой и врача дождаться...
Но не так страшна работа, как система отчетности. Чтобы оправдать свой оклад, соцработники должны вырабатывать так называемые единицы трудоемкости (ЕТ). Каждая услуга – определенное количество единиц. Например, доставка продуктов – 2 единицы, влажная уборка – 1 единица.
– Платные услуги буквально заставляют навязывать, – считает Ирина. – А ведь наши подопечные привыкли за много лет, находясь на надомном обслуживании, получать такие же услуги бесплатно.
Сами соцработники в разговорах не под диктофон жалуются: все идет к развалу бесплатной социальной службы и открытию частных контор. Новый закон впервые разрешает оказывать социальные услуги негосударственным организациям – НКО, представителям малого и среднего бизнеса.
Фактически речь идет о конкуренции двух систем: государственной и частной. Коммерциализация соцуслуг – факт уже состоявшийся. Да, бесплатно гарантированные услуги будут предоставляться, но и от платных не отвертеться ни в частной конторе, ни в государственной. Собственно, то же самое уже произошло и в медицине, и в образовании.
Кстати, согласно письму Минтруда РФ, доля обратившихся в негосударственные учреждения за соцуслугами к 2018 году должна быть не менее 5 процентов. Оказывается, и это тоже регулируется…
Фото Сергея Белякова
Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n4hqd/
Комментарии: