В Ярославской области регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами выберут до конца года
Ярославская область готовится перейти на новую систему обращения с ТБО, предписанную федеральным законодательством. Основные изменения заключаются в передаче ряда полномочий, связанных с этой сферой, на региональный уровень. Кроме того, вводится институт регионального оператора, запрет захоронения отходов, в состав которых входят полезные компоненты, включение платы за обращение с ТБО в структуру платы за коммунальные отходы и введение мер экономического стимулирования для снижения негативного воздействия на окружающую среду.
Согласно информации департамента жилищно-коммунального комплекса Ярославской области, ежегодно на территории региона образуется более 1,8 миллиона тонн отходов.
Доля твердых коммунальных отходов составляет 35%. Их основные источники образования: жилищный фонд – 54,4%, торговые объекты и административные здания – 35,7%, учреждения образования – 3%, предприятия общественного питания – 2%.
На данный момент в Ярославской области функционирует 20 объектов для размещения ТКО, и всего 5 из них занимаются их обработкой.
На период с 2017 по 2025 год планируется закрытие 8, строительство 1 полигона, а также модернизация 15 объектов обработки.
По оценкам депутатов Ярославской областной Думы, на сегодняшний день основные проблемы в сфере обращения с отходами в регионе связаны с перегруженностью действующих полигонов твердых коммунальных отходов, нехваткой земельных участков, недостатком средств на реконструкцию и рекультивацию объектов размещения отходов, несоответствием большей части действующих полигонов нормативным требованиям и низкой инвестиционной привлекательностью данной сферы.
Между тем, критическая ситуация в текущем году уже сложилась на одном из крупнейших полигонов Ярославской области – «Скоково».
Муниципальную свалку отдали в аренду частной организации «РТ-НЭО Ярославль», которая получала деньги за складирование отходов, не имея лицензии на утилизацию мусора. В результате в «Скоково» образовалась многометровая гора гниющего мусора.
Кроме экологической проблемы, которую придется решать за счет средств областного бюджета, депутаты Ярославской областной Думы усмотрели в происходящем и негативную экономическую подоплеку – некогда успешное «Скоково» вдруг оказалось на грани финансового краха.
По мнению депутата Ярославской областной Думы, председателя временной комиссии по подготовке предложений по формированию региональной нормативно-правовой базы в области обращения с отходами Александра Тарасенкова, компания-арендатор перехватила денежные потоки, которые ранее направлялись в «Скоково».
21 октября в региональном парламенте состоялись депутатские слушания по вопросам исполнения федерального законодательства в сфере обращения с отходами, в рамках которых обсуждались все существующие к настоящему времени проблемы в этой области.
В частности, как недавно констатировали в облдуме, идет разработка основного документа – территориальной схемы обращения с ТБО на территории Ярославской области. Документ подразумевает подробное описание всей цепочки действий с отходами: начиная от источников их появления, анализа их количества и разбивки по видам и классам опасности, до мест обработки, утилизации, размещения. Процесс подготовки такого основополагающего документа длительный.
Не во всех субъектах федерации разработчики документа укладываются в отведенные сроки. Темпами разработки территориальных схем в различных регионах ранее выразило озабоченность Минприроды РФ. Глава ведомства Сергей Донской отметил, что отсутствие территориальной схемы к январю 2017 года автоматически приведет к неисполнению целого ряда норм федерального законодательства и пробуксовке реформы отрасли.
«В частности, отсутствие схем не позволит разработать программы в области обращения с отходами, запустить инвестиционные проекты, провести выбор регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами», – говорится в сообщении Минприроды.
Правительство Ярославской области выполнило эту работу, и на сегодняшний день предлагает два варианта территориальных схем обращения с отходами.
Первый вариант предполагает две зоны: «северная» и «южная», второй – четыре зоны. Окончательное решение будет принято при утверждении конкурсной документации на выбор регионального оператора – предприятия, которое займется организацией работы по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
Как и следовало ожидать, расчеты в этих схемах предполагают увеличение тарифа на вывоз мусора для населения.
– То, что есть в расчётах территориальной схемы – превышает существующий уровень тарификации. Но давайте посмотрим, как сработают эксперты департамента и насколько эти предварительные подходы будут признаны обоснованными, – отметил директор департамента жилищно-коммунального комплекса Ярославской области Андрей Лукашов.
Депутат Ярославской областной думы Александр Тарасенков, возглавляющий временную комиссию по формированию региональной нормативно-правовой базы в области обращения с отходами, убежден, что повышение тарифов – вполне закономерный процесс в силу увеличения спектра услуг и удорожания их себестоимости.
– Мы стараемся, чтобы оно было минимальным и не превысило запланированных 7%. Однако, что будет на выходе – сказать трудно. Ориентироваться не на кого – другие регионы ровно так же «нащупывают» дорогу, а в Москве пока не приняты соответствующие подзаконные акты. Зато, предполагается, что эти тарифы будут одинаковыми на территории всей области, и это будет честно по отношению к населению, – пояснил Александр Тарасенков.
Что же касается регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в Ярославской области, то соответствующий конкурс планируется провести до конца 2016 года.
В рамках территориальной схемы обращения с отходами региональному оператору необходимо наладить всю работу, заключить договоры с подрядчиками и контролировать исполнение. При этом он назначается на 10 лет.
Задача оператора – жесткий контроль за обращением отходов: где и когда их забрали, в соответствии ли с требованиями законодательства их вывезли и куда именно. Также оператор аккумулирует денежные средства и оплачивает именно те услуги, которые оказывает та или иная организация. Причем оператор контролирует весь процесс: начиная от содержания контейнерной площадки и заканчивая оборотом вторичных ресурсов.
По мнению депутатов, область должна принимать участие в этой структуре – чтобы не терять контроль над отраслью. Но, коль скоро сроки поджимают, вопрос приходится решать буквально в авральном порядке.
По словам Александра Тарасенкова, в настоящее время формируется комиссия по выбору единого регионального оператора. Однако, подчеркивает депутат, выбрать его – одна задача, а наладить работу – совсем другая.
– Во-первых, встает проблема, как в одночасье весь объем работы перейдет к одному оператору – у нас порядка 280 тысяч образователей отходов. Во-вторых, что делать с контрактами, заключенными с учетом 2017 года. Законодательство предусматривает, что они теряют силу, но, например, бюджетные учреждения проводили конкурсы на вывоз мусора, а подрядчики рассчитывали под эти контракты определенную нагрузку. Ну и, в том числе, пока непонятно, как защитить игроков рынка, действующих сегодня, в новых условиях. Ответов на эти вопросы пока нет, – размышляет Александр Тарасенков.
Депутат уточнил, что правительство Ярославской области уже ведет работу по подбору компании, претендующей на статус единого регионального оператора. Идут переговоры и консультации с действующими структурами.
По итогам депутатских слушаний выработано ряд рекомендаций по комплексной подготовке к реализации требований Федерального закона «Об отходах производства и потребления». Они касаются подготовки нормативно правовой базы, согласования программы обращения с отходами, определения сроков проведения конкурса по выбору регионального оператора и другое.
Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n4ibi/
Комментарии: