Деревья-самураи

В Ярославле живет единственный в области человек, освоивший искусство бонсай.Безжалостные кусачки отхватывают целые ветки, подвижные пальцы выщипывают хвоинки и обматывают многострадальную сосну толстой проволокой, а Андрей Спиридонов спокойным голосом уверяет, что все эти действия – отнюдь не акт вандализма. Колдуя над кроной дерева, словно модный стилист над замысловатой прической, он ведет увлекательный рассказ о том, как вырастить дома миниатюрные деревья.

1125

В Ярославле живет единственный в области человек, освоивший искусство бонсай

Безжалостные кусачки отхватывают целые ветки, подвижные пальцы выщипывают хвоинки и обматывают многострадальную сосну толстой проволокой, а Андрей Спиридонов спокойным голосом уверяет, что все эти действия – отнюдь не акт вандализма. Колдуя над кроной дерева, словно модный стилист над замысловатой прической, он ведет увлекательный рассказ о том, как вырастить дома миниатюрные деревья.

Ценить каждый росток

Правильно сформированный бонсай создает полное впечатление того, что это настоящий кусочек леса, только уменьшенный в несколько раз и помещенный в плоский горшок, – настолько точно мастер может передать пропорции дерева и его окружение. В Японии – островной стране – уже нет места для просторных садов и рощ, поэтому люди создают собственные маленькие «леса» на подоконниках и ценят каждый росток, каждую травинку. Японцам вовсю подражает Европа, где практически в каждом, даже маленьком, городе есть клубы любителей бонсай, уверяет Андрей Геннадьевич. Кстати, эксклюзивные бонсай пользуются большим спросом не только для украшения домов, но и для международных встреч и переговоров – их специально арендуют, чтобы украсить залы.

В нашей области, считает Андрей, это искусство пока не получило распространения по простой причине. Откуда может взяться у наших граждан неутолимая жажда общения с флорой и фауной, когда стоит выехать за город – и вот он, лес. Да и специфика жизни ярославцев такова, что дачные участки нужны в основном для пропитания. Но процесс популяризации бонсай уже запущен, и в нем не последнюю роль играет распространение японской культуры в России. Поэтому Спиридонов уверен, что в недалеком будущем люди смогут не только понять красоту бонсай, но и попробовать себя в качестве скульпторов растений.

– Недавно я проводил мастер-класс для всех желающих, – рассказывает Андрей. – Постарался максимально доступно и наглядно показать, что не надо бояться работать с деревьями. Надо пробовать. Если честно, я был приятно удивлен, что на семинар пришло столько людей и прозвучало такое множество вопросов.

Путь к мастерству

Спортивная худощавая фигура, выверенные и сдержанные жесты не сразу, но выдают в Андрее Геннадьевиче приверженца восточных единоборств. Раньше он действительно серьезно увлекался боевыми искусствами и даже тренировал детей.

– Так сложились обстоятельства, что впоследствии пришлось сосредоточиться на совсем другой работе, да и семья появилась. Восточные единоборства и философия отошли на второй план, – рассказывает Андрей. – А через несколько лет я открыл для себя бонсай. Занимаюсь им уже больше восьми лет. Сосенки для будущих мини-деревьев растут у меня на даче. Их уже порядка сорока. Пока они в процессе формирования, через пару-тройку лет приобретут нужную форму с помощью проволоки. Я только периодически осматриваю их, подправляю крону и снимаю лишнюю хвою.

Хвоя на карликовых деревьях должна напоминать подушечку, объясняет мастер. Все хвоинки растут почти вплотную друг к другу на концах веток. Поэтому так важно выщипывать хвою с нижней стороны и ближе к стволу. Весной следует периодически снимать почки с кончиков веток, если их слишком много.

– Постепенно для меня стал важен не результат, а процесс – он приносит массу удовольствия, ведь дерево можно моделировать бесконечно, – продолжает свой рассказ Спиридонов. – Некоторые мастера бонсай просчитывают направления его роста, как опытные шахматисты – ходы в целой партии. Меня восхищает терпение японцев: они всецело отдаются делу, результатов которого могут не увидеть до конца жизни.

Этим летом в Москву прилетал Томохиро Масуми – сын президента японской ассоциации «Шохин Бонсай» и наследник уважаемой династии бонсаистов. Мастер прибыл в Россию, чтобы поделиться знаниями с группой искренне заинтересованных людей. Ничего удивительного, что Спиридонов загорелся идеей непременно побывать на этом семинаре, где он оказался единственным приезжим среди москвичей.

– Пропустить такое было нельзя, – говорит Андрей. – И я не пожалел средств, чтобы попасть на мастер-класс Томохиро-сана. Мне очень понравилось его объяснение насчет внешнего вида изогнутых бонсай: «Изгиб ствола должен напоминать почтительно склонившегося в поклоне японца». А еще мне импонирует его трепетное отношение к каждому деревцу. Когда на семинар принесли лишенную листьев палку в горшочке – иначе не назовешь, настолько все было плохо, он нашел способ не только спасти растение, но и сделать красивым, подчеркнув индивидуальность. Настоящие мастера-бонсаисты никогда не будут гордиться тем, что загубили несколько деревьев, пока оттачивали свое мастерство. Они видят в каждом бонсай живое существо, и очень это ценят.

Секреты от Андрея СПИРИДОНОВА:

Бонсай до 20 см называется «шохин», или карликовым, а бонсай выше 60 см – садовым.

Настоящее дерево-бонсай характеризуется не только симметричным расположением ветвей и округлой вершиной, но и правильным распределением корней – обычно по кругу.

Дерево нельзя держать в комнате – оно будет все время в состоянии вегетации. На улице условия гораздо естественнее.

Обрезать лишние ветви, удалять старую хвою и накладывать проволоку на ветки для придания им нужного изгиба можно только в период покоя, например осенью, примерно с октября-ноября.

Вопреки стереотипам бонсай бывает не только хвойным. Его выращивают из любых пород деревьев. При этом каждый мастер имеет свою специализацию в зависимости от типа дерева. В Японии, например, королем бонсай считается клен.

Проволока для формирования ветвей должна быть мягкой и составлять примерно 1/3 от толщины ветки – тогда она сможет «перебороть» дерево в нужную сторону и при этом не поранит его. Проволоку снимают только на период активного роста – весной и в начале лета, потом наматывают снова.

Начинающим бонсаистам из необходимого инвентаря кроме мягкой проволоки стоит приобрести особые кусачки с острыми вогнутыми лезвиями, а также специальные грунты.

Главное в бонсай – не выверенные до мелочей пропорции, а общая гармония. Этот критерий определяется индивидуально каждым мастером.

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/nfn8/
единоборства

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость