Принцип: не просить, а зарабатывать
Ключевая особенность будущего бюджета области – выполнение социальных обязательств вместе с развитием экономики
Общественные слушания по проекту закона «Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов», состоявшиеся 11 ноября в правительстве области, прошли в дискуссионном деловом ключе.
Отмеченная всеми участниками слушаний важнейшая черта главного финансового документа области – социальная ориентированность: 67% расходов направлено на удовлетворение повседневных нужд жителей области.
Заместитель губернатора – директор областного департамента финансов Анатолий Федоров представил план всех доходов и расходов областной казны. Бедняками нас не назовешь: 38,9 млрд. руб. доходов (из них – 35,3 млрд. руб. – собственных, рост за год – 10,5%) – цифра серьезная. Кстати, она внушает оптимизм в смысле получения поддержки сверху – пока в проект заложено лишь 3 «федеральных» миллиарда, но Кремль благоволит к недотационным регионам. В прошлом году тоже рассчитывали на такую же сумму, а получили втрое больше. Полностью бездефицитным бюджет сделать не удалось, сказываются остаточные последствия кризиса, но главный финансист области заверил, что уже в 2014 году дефицита не будет.
Достичь этого поможет один из основных принципов ярославского бюджетирования – мы стремимся не просить, а зарабатывать, неуклонно увеличиваем собственные доходы. О том, что наша промышленность стабильно развивается, говорит не только проведенный правительством мониторинг 132 крупных предприятий-плательщиков, но и рост налога на прибыль. Точно известно, что платежи по нему увеличат ЯЭРЗ, ОАО «Ярославский технический углерод», ОАО «НПО «Сатурн – Газовые турбины», ОАО «Газпромнефть-Ярославль». Эти данные не окончательные – десятки предприятий еще не подвели «баланс на будущее». К дню утверждения бюджета, 13 декабря, можно ожидать многократного увеличения «списка прибыльных». На таком фоне неудивительно, что сбор НДФЛ вырастет на 11,5%, а это четко указывает на повышение зарплат. Расходы бюджета стоят на «трех китах»: ориентированности на результат, социальности и гласности, что делает бюджет действительно народным. Результативность достигается внедрением программно-целевого расходования, ведь использование «программных» денег можно эффективно контролировать. Сегодня в нашей области по программам тратится 65% средств, уже в 2012 году будет 80%, в образовании – 95%, а в сфере культуры даже 99%. Социальность и прозрачность бюджета особо подчеркнул в своем докладе директор департамента финансов.
– Стало доброй традицией – перед началом дебатов в областной Думе, которые состоятся 22 ноября, мы докладываем общественности об основных подходах к формированию трехлетнего бюджета, – сказал Анатолий Федоров. – Мы учтем просьбы и пожелания. Социальная составляющая бюджета остается главнейшим нашим приоритетом. С 1 сентября на 30 процентов повышена заработная плата учителям, она достигла 89 процентов от средней по региону, и в течение года эти пропорции мы доведем до полного равенства. Соцрасходы увеличены до 9,5 миллиарда рублей, почти на полмиллиарда. Мы гарантируем выполнение Социального кодекса. Продолжаем выплачивать ежемесячно по 4611 рублей на детей от 3 до 7 лет, не имеющих мест в детском саду. Удерживаем субсидии на оплату услуг ЖКХ для всех, у кого их стоимость превышает 14 процентов семейного бюджета, хотя федеральная «планка» – 22 процента. Субсидии получают 57 тысяч семей, число их растет, значит, будет расти и поддержка. Мы ввели новые виды социальных выплат – региональный материнский капитал, господдержку молодых семей в приобретении жилья – 100 миллионов рублей. Надеемся, что льготой воспользуются 330 семей. Будет поддержка ипотечного кредитования, улучшения жилищных условий многодетных семей, для них в 2012 году мы за счет бюджета приобретем и построим более 2 тысяч квадратных метров жилья. 2 миллиарда рублей выделим на ЦП «Жилище».
В прениях Анатолию Федорову задали немало вопросов и высказали ряд пожеланий по увеличению расходов на различные нужды, например на поддержку районов. Но в целом уже сегодня ясно: формирующийся бюджет будет в первую очередь социальным и народным. А остальное – заработаем.
Мнения экспертов
Владимир АФАНАСЬЕВ, председатель Общественной палаты Ярославской области, ректор ЯГПУ им. Ушинского:
Общественность удовлетворена ростом социальной составляющей
– И в первую очередь – повышением заработной платы учителей. К сожалению, пока не уточнено, когда она достигнет уровня средней зарплаты по региону, но мы надеемся, что это произойдет в начале года, а не в его конце. Вопросы еще остаются: Общественная палата только организатор публичных слушаний, и ее рекомендации – не истина в последней инстанции. Однако практику слушаний по проекту бюджета я считаю очень хорошей. Уверен, что после слушаний появился конкретный задел для дальнейшей работы – мы обдумаем предложения, юридически грамотно оформим их и предложим Думе и правительству скорректировать некоторые статьи бюджета.
Евгений ЗАЯШНИКОВ, заместитель председателя Ярославской областной Думы:
У казны региона есть немало резервов
– Предусмотрен рост заработной платы в сфере образования до 30 процентов, в здравоохранении порядка 20. Это единственно верная бюджетная политика, особенно сейчас, пока еще не окончательно преодолены последствия кризиса. Доходная база сформирована разумно, однако, по моему мнению, не все резервы учтены, область может и должна получить больше доходов. По предварительным расчетам нашего аналитического управления, за счет налога на прибыль доходы могут быть увеличены на 150 – 170 миллионов рублей. В прошлом году мы предлагали учесть дополнительных 200 миллионов доходов, убедили правительство принять цифру в 70 миллионов, а жизнь показала, что налог на прибыль вырос намного больше.
Другой небесспорный момент проекта нынешнего бюджета – излишне оптимистичная оценка доходов от акцизов, в частности на пиво. Нужно подписать соглашение между областным правительством и производителями пива о гарантированных объемах производства.
По расходной части есть вопросы, где необходимо найти компромисс, разумно скорректировать некоторые расходы в сторону увеличения.
Во-первых, муниципальные районы. Сомнения, высказанные представителями Гаврилов-Ямской общественной палаты, мне кажутся правомерными. Переход полномочий по здравоохранению на региональный уровень и финансирования полиции общественной безопасности – на федеральный ослабит позиции муниципальных бюджетов. Плата за техосмотры, штрафы ГИБДД были серьезным подспорьем районных бюджетов. Необходимо адекватно компенсировать потери муниципалитетов. И вопрос о компенсации выпадающих доходов требует особого внимания, которое и будет проявлено.
В ОЦП «Чистая вода» не учтены затраты на шахтные колодцы в сельских поселениях. В прошлом году нам удалось убедить правительство в том, что качество питьевой воды – приоритетная проблема. Изыскали 17 миллионов, построили 180(!) колодцев на селе. Будем поднимать этот вопрос и в нынешнем году. Недостаточной нам кажется поддержка инновационной деятельности в промышленности. Она дает 80 процентов доходов бюджета, но на нужды села выделяется 1 миллиард 900 миллионов, а на промышленность в несколько раз меньше, вопрос требует обсуждения. Это работа бюджетного комитета и согласительной комиссии, и мы с ней, я думаю, справимся. Но повторю: в целом проект бюджета оцениваю позитивно, ведь он социально ориентирован.
Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/ngp2/
Комментарии: