Способ конструирования по системе Патова
Угличанин Анатолий Патов заставил четыре гаража и двор самодельными тракторами, лодками-амфибиями, квадроциклами, прицепами
– Поехал как-то к приятелю, смотрю, мост валяется от ГАЗа. Ну какой же дурак мост-то выкинул? Отвезли его ко мне. Лежал он, лежал, думаю, дай-ка что-нибудь сделаю… Трактор и получился, – делится простыми историями появления на свет техники «от кутюр» Анатолий.
«Лего» для взрослого
Уже на подходе к дому Анатолия Патова невольно бросается в глаза противоестественная для частного сектора угличского левобережья картина. Тракторы самых причудливых форм и размеров разбросаны по всему двору, словно ребенок-великан играл в большое «Лего». Техника заботливо укрыта от дождя и снега целлофановой пленкой, прижатой где кирпичом, где дверью от холодильника, а где и просто деревянной доской. Тут под целлофаном – мотор, там – плуг для вспашки. Двигатели от мотоцикла, пожарной мотопомпы, колеса различных диаметров и самодельные облицовки – все смешалось в промышленной дворовой эклектике.
– Этот наиболее удачный, – указывает Анатолий на небольшой трактор без двигателя. – У него две коробки передач. От мотоцикла ИЖ-Планета и ГАЗ-51, в сумме получилось двадцать передач.
Рядом стоит немецкий дизель. Изобретатель вычитал, что подобные устанавливали на вибромашины, водокачки, генераторы. Обороты у дизеля маленькие, Анатолий предпочел бы что-нибудь пошустрее, зато тяга огромная. Тополь упал в воду, а Патов решил его вытащить и на дрова пустить. Зацепил тросом, трактор хоть и быстро на полколеса в землю ушел, пока буксовал, но дерево достал.
– Зачем мне столько много машин? Мысль в голову пришла, и железо подвернулось, – объясняет мотивацию конструктор-самоучка. – Придумываю я свои механизмы быстро. Правда, иногда упрусь в задачу, ну никак не могу решить. Так бывает, среди ночи просыпаюсь, начинаю размышлять, и вот оно, решение-то! Утром уже все сделано.
Как всякому художнику, творческое конструирование доставляет Анатолию радость. Он вполне счастлив, когда возится со своими механизмами.
Методом тыка
Склонность к конструированию механизмов начала проявляться у Патова еще в школе. Отец работал в кузнице, поэтому железо, сварка, инструмент были сыну доступны. К построению чертежей изобретатель так и не проникся, избрав способом постройки «систему тыка». Первым продуктом его рук, технической смекалки и этого метода оказались аэросани.
– Тракторный пускач да цилиндр от ИЖ-49 или ИЖ-56, они подходили по диаметру, – объясняет устройство аэросаней Анатолий. – У приятеля, правда, лучше получилось, хоть он и примитивней строил. Там вся хитрость была в винте, а он у меня вышел не очень.
Потом наступил черед лодок. Первую склеил дома по проекту журнала «Катера и яхты». Корпус из фанеры и стеклоткани плюс маленький моторчик. И почти каждые выходные на протяжения двух лет ходил на ней по Волге. Следующая лодка оказалась основательнее – тримаран больше четырех метров в длину. Она до сих пор лежит в гараже.
Еще лебедок кучу переделал для вспашки земли. Площадку с двигателем от «Минска», «Восхода» или «Тулицы», вращающим лебедку, закреплял штырями на месте. На другой конец лебедки цеплял плуг. Пахарь становился на плуг, и лебедка начинала тянуть.
– Снегоход мой с восьмидесятых годов прошлого века до сих пор на ходу, – гордится изобретатель. – Его уже несколько раз перепродать успели. Все работает до сих пор. Последний хозяин даже спасибо сказал. Один раз соседскому пацану мопед собрал с двигателем от бензопилы. Так он потом меня на мотороллере при скорости 90 километров в час обгонял, да еще и бензин приходил постоянно просить.
Не дом строил, баню
Патов – человек увлекающийся. Вот решил построить себе баню и построил… двухэтажный дом. Личная скважина, свой колодец, водопровод, канализация, водяное отопление, в каждой комнате по батарее и на термометре плюс 19 градусов по Цельсию – все привычные для городского жителя коммуникации у Анатолия тоже есть. Баня на первом этаже, квартира – на втором.
Напротив дома – три гаража. Висящая шина около одного из них явно указывает на шиномонтажную мастерскую.
– Мы с соседом Мишкой в начале двухтысячных объединились. У меня токарный станок, сверлильный, сварка, гараж, яма, а он шиномонтажный станок купил. Станок у нас месяц проработал, и клапан вылетел. Ребята на часовом заводе нам новый выточили, но я все равно решил пойти своим путем. И сделал три шиномонтажных станка.
На пороге с хозяйственной тачкой со спущенным колесом показался седовласый мужчина. Заскочив на секунду в глубь гаража, того самого, что с висящей шиной, Анатолий поспешно вернулся со шлангом, подсоединенным к компрессору. На устранение неисправности ушло около пяти минут, из них четыре – на обмен эмоциями по поводу неисправности.
В другом гараже, заняв пространство в полстены, расположился большой старый токарный станок 1974 года выпуска. В углу скромно приютился сверлильный, а остальные стены, словно звенья мозаики, оккупировали развешенные гаечные ключи, молотки и прочий нужный мастеру инструмент. Последний бокс захватил гибрид чего-то сухопутного с колесами и лодки.
Побольше бы времени!
За свою трудовую карьеру, проработав токарем в колхозе, слесарем в порту и тринадцать лет водолазом на шлюзе, Патов везде находил, что можно улучшить, переделать, отремонтировать. В советские времена таких, как он, называли рационализаторами и поощряли материально. Таланты тогда ценили и стимулировали.
– На водолазном боте, например, я наварил площадки и расширил проход. Новый водозабор на заводе, кабинку на лестнице, чтоб работать нормально, а не висеть на ней, механизм для дожима створок, – у рационализатора и сейчас горят глаза, когда он начинает углубляться в технические подробности, пытаясь на пальцах показать принцип работы дожимателя створок. А потом вдруг неожиданно переходит на глобальные темы. – Вот здесь недалеко дамба примерно километр в длину. И на ней всегда ветер гуляет. Туда бы ветряков наставить – вот вам, пожалуйста, бесплатное электричество без загрязнения окружающей среды. Эх, времени мне на все не хватает, но останавливаться не собираюсь. Какой смысл лежать в кровати и в ящик смотреть? Я там ничего интересного не нахожу.
Если поверить в теорию, что каждый из нас, словно моторная лодка в океане, оставляет свой след в окружающей действительности, то путь, пройденный за шесть десятков лет Анатолием Патовым, можно отследить по его причудливым механизмам, работать над которыми для него – высшее счастье.
Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/nhkn/
Комментарии: