«Светляк» надежды нашей
Ярославский судостроительный завод выполнил гособоронзаказ и уповает на новые проекты
В США уже 80 лет действует мораторий на эксплуатацию на внутренних водных путях судов, построенных не на отечественных верфях. Неплохо бы в этом вопросе и нашей области взять пример Запада – в этом убеждает непростая судьба Ярославского судостроительного завода.
– Бабушка, когда я вырасту, тоже буду корабли строить, как дед? – приставал с вопросом к моложавой яркой женщине мальчуган лет девяти. – Я очень хочу этому научиться!
– По-другому в нашей семье быть не может, – обнадежила бабушка. – Вот завод поднимут с «подводного» положения и будешь работать на ярославской верфи! Только помни: корабль – существо живое. В него нужно вложить душу.
Этот разговор я случайно услышала у проходной Ярославского судостроительного завода в день торжественного спуска на воду сторожевого корабля проекта 10410 «Светляк».
До 90-х годов в экономике Ярославской области судостроение представляло системообразующую отрасль, которая являлась крупным заказчиком продукции машиностроения, приборостроения, электроники и прочих отраслей промышленности. Тогда, 20 лет назад, торжественные мероприятия по спуску судов на воду были привычным событием для работников завода. Они приходили семьями, приводили друзей и знакомых.
С началом перестройки жизнь дала крутой крен, но завод устоял. Правда, пуск на воду кораблей стал единичным и даже в свете сегодняшнего дня воспринимается местными судостроителями как настоящее чудо.
Нынешний год выдался для ярославских корабелов очень удачным. Четвертый корабль спущен с верфи на воду. Уже переданы заказчику два морских водолазных судна проекта SDS08 «Ростов Великий» и «Углич». В этом году завод выполнил и частный гражданский заказ. Бороздит просторы Волги-матушки яхта катамаранного типа со сказочным именем «Былина».
Новенький сторожевик предназначен для погранслужбы Федеральной службы безопасности России и готов нести дозор в прибрежных и островных районах. Разработчиком проекта выступило санкт-петербургское центральное морское проектно-конструкторское бюро «Алмаз».
– Это судно удачно сочетает в себе комфорт и надежность. «Светляк» установит на российских водных просторах порядок, будет надежным и быстрым транспортным средством, – заверил зам. главного строителя ОАО «Ярославский судостроительный завод» Сергей Панин.
Выступая на церемонии, главный конструктор проектно-конструкторского бюро Виктор Кучер отметил, что Ярославский судостроительный завод производит конкурентоспособную продукцию высочайшего качества и может выполнить сегодня любой заказ. Корабли проекта «Светляк» востребованы не только в России, но и в других странах СНГ. А вот получить простой и экономичный в эксплуатации корабль ярославским корабелам позволили оптимальные обводы корпуса в сочетании с автоматизированной дизельной установкой.
– Так-то оно, конечно, так, – невесело вторил докладчику Сергей Панин. – А ведь завод уже не первый год лежит на «брюхе», как подводная лодка: не тонет, но и не всплывает. Бесспорно, госзаказ – это определенная квота доверия, оказанного нашему предприятию. И что греха таить, необходимые заводу деньги. Но двигаться нужно вперед. Растить ярославские кадры, способные строить суда «под ключ». Повышать зарплату. Возвращать предприятию былое величие. Коллектив достаточно позитивно оценивает возможность набрать портфель заказов по строительству судов. Существующие мощности и трудовые ресурсы позволяют выполнять даже частные заказы. Надеюсь, такой путь позволит нам достаточно эффективно зайти на рынок гражданского судостроения и достичь вполне тривиальной задачи – предоставить всем потенциальным заказчикам возможность получить суда на действительно высоком качественном уровне производства и по конкурентоспособным ценам.
Ярославский судостроительный завод – законопослушное предприятие. Налоговые отчисления производит в срок и в полном объеме. Даже в тяжелейшие кризисные годы завод вовремя платил зарплату, чем, возможно, и удержал в своих стенах основную массу высококвалифицированных сотрудников. С подобной ответственностью и неумением писать «жалобные» письма, как ни абсурдно это звучит, работники предприятия и связывают отсутствие всяческой поддержки от сильных мира сего. На сегодняшний день любая финансовая помощь достаточно серьезным образом стимулировала бы развитие ярославской верфи.
После торжественной церемонии «освящения корабля», когда о борт была разбита бутылка шампанского, сторожевик на радость собравшимся отправился в свой первый показательный «выход». А в толпе с надеждой заговорили о том, что наконец-то за последние три года шампанское разбилось с первого раза, а значит, с этого судна у завода должна начаться новая жизнь.
Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/nmed/
Комментарии: