Они на льду, пока мы помним их
Около 100 тысяч человек пришли в «Арену-2000 Локомотив» проститься с ярославскими хоккеистами
Стадион был совсем не похож на тот, в котором мы узнавали радость побед и горечь поражений. На льду стояли закрытые гробы и венки. На экране под самым куполом вместо кадров с блеском забитых шайб и целующихся от счастья болельщиков появлялись фотографии игроков. «Команда, без которой…»
Председатель совета директоров КХЛ Вячеслав Фетисов признался, что впервые с трудом переступил порог ледового дворца, потому что «ноги не шли». А президент нашего хоккейного клуба Юрий Яковлев сообщил: в обновленном составе «Локомотив» начнет играть лишь в следующем сезоне.
– Такова наша твердая позиция, другой не будет, – подчеркнул он.
И это, пожалуй, самый разумный вариант из всех, что были на слуху.
– Как можно сейчас проводить тут матчи? Может, в раздевалках еще остались вещи, принадлежавшие погибшим ребятам, – недоумевал бывший игрок ярославского «Торпедо» Геннадий Халецкий. – Да и желать поражения «Локомотиву» было бы не по-людски. Все сознательно шли бы на уступки, разве это честно?
Впрочем, о спорте мы подумать успеем. Главное сейчас – семьи, как отметил губернатор Сергей Вахруков. Семьи тех, кто любил хоккей в себе, а не себя в хоккее.
– Я видел их на льду. Они были настоящими мужиками, – с трудом вымолвил защитник чеховского «Витязя» Алексей Трощинский.
Больше он не сказал ни слова: на глаза наворачивались слезы.
Десятки людей не могли самостоятельно справиться с волнением. Им помогали, в том числе психиатры из столичного института Сербского.
– Мы выезжаем на чрезвычайные ситуации с 1995 года. Это и теракты, в том числе в Беслане, и клуб «Хромая лошадь» в Перми, и «Булгария». Главная наша задача – профилактика массовых истерических реакций, связанных со стрессом, – рассказала руководитель группы медико-психологической помощи при чрезвычайных ситуациях Инесса Бедина. – Сейчас к нам, как ни странно, обращаются в основном мужчины. Жалуются на недомогание, головную боль. При необходимости даем легкие седативные препараты – травяные настойки из валерьяны и пустырника.
Гражданская панихида началась 10 сентября в 8.30. Несмотря на дождь, желающих попрощаться с «Локомотивом» становилось все больше. Мужчины и женщины, старики и дети, здоровые и в инвалидных колясках – всех сплотило горе.
Александру Мешаресу 62 года. Он вспоминает, как в далеком 1965 году впервые пришел поддержать «Торпедо»: ярославцы тогда лихо обскакали кирово-чепецкую «Олимпию». Молодой человек понял: залог успеха команды – ее болельщики. С тех пор Мешарес играл на фортепьяно в ресторанах, а когда нужно было отлучиться на домашние матчи, просил брата заменить его. Устроившись таксистом, парковался у стадиона, включал счетчик и оплачивал набежавшую сумму. В конце 80-х стал собирать болельщиков на выезды, а позже возглавил фан-клуб. И даже отойдя от организационных дел, преданно сидел на трибунах.
Сейчас у него внутри – пустота.
– Массажист Александр Беляев был моим другом. 25 лет в «Локомотиве» отработал. Спортивный массажист – это герой. Незаметный, но всегда герой, – переживает пенсионер. – У меня в Иванькове дом, а в одной остановке от него – хоккейная база. Незадолго до вылета я случайно встретил Сашу, обнял его. Обыкновенная встреча. «Ну, с премьерой!» – сказал я. Спросил, как команда. А он большой палец вверх поднял. Прорвемся, мол.
У «Арены» собрались болельщики самых разных клубов КХЛ, доказав, что хоккейное братство – вовсе не миф. Пока Белоруссия оплакивала легендарного Руслана Салея, около 30 болельщиков «Динамо» поспешили в Ярославль.
– «Локомотив» считался сильным соперником. А после прошлогоднего плей-офф – еще и принципиальным. Тогда была очень жесткая борьба, которую мы проиграли. Поэтому с нетерпением ждали нового сезона, чтобы взять реванш, – старательно подбирает слова болельщик из Минска Денис Божаткин. – А сложилось так, что все, кто купил билеты на этот матч, попали на вечер памяти.
Супруги Малинины приехали из Нижнего Новгорода. На домашние игры «Торпедо» они ходят с двумя сыновьями, сейчас им уже за 20. Именно с «Торпедо» ярославские хоккеисты провели последний матч.
– Причем, хоть это, может, и нонсенс, мы аплодировали, когда «Локомотив» забивал шайбу в наши ворота. Потому что это было красиво, понимаете, – говорит Игорь.
А Ирина Малинина добавляет:
– Мы в Ярославле впервые. Давно хотели приехать сюда, попасть в «Арену», особенно в плей-офф. Но пугали аншлаги. И вот, наконец, приехали. На похороны…
Тем временем в окрестностях культурно-спортивного комплекса одна за другой вырастали горы гвоздик и роз, шарфов с символикой «Локомотива» – новеньких и совсем потрепанных, плюшевых мишек. Болельщики клялись ушедшим кумирам в верности: «Дорогие наши! Любим вас и уже скучаем! Кирилл, Анна, Владимир, Таисия и Майя Коновы», «Ребята, мы всегда будем помнить вас, вы навсегда остались в наших сердцах. Новосибирск скорбит».
А кто-то прикрепил к окну бумагу с трогательным стихотворением, которое заканчивалось словами: «Они на льду, пока мы помним их».
Год на «запасном пути» – и большой хоккей вернется в Ярославль. На лед, черный от горя, выйдут новые спортсмены. Нет никаких сомнений в том, что они будут играть всерьез и самоотверженно. За себя и за тех парней, чей уход разделил историю российского хоккея на «до» и «после».
Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/nmf3/
Комментарии: