Ветеран в квадрате

Девяностолетняя вдова офицера-фронтовика все же надеется пожить в отдельной комнате.Рассчитывать только на себя баба Катя (так называют Екатерину Николаевну Панкратову абсолютно все) научилась в девятнадцать лет, в самом начале войны.

1057

Девяностолетняя вдова офицера-фронтовика все же надеется пожить в отдельной комнате

Рассчитывать только на себя баба Катя (так называют Екатерину Николаевну Панкратову абсолютно все) научилась в девятнадцать лет, в самом начале войны.

Военная закалка

В 1941-м ее, работницу ЯЭМЗ, вместе с подругой отправили под Ленинград на трудовой фронт.

– За Волховстрой, на реку Свирь, – закалка военных лет не прошла даром, и в свои без году девяносто баба Катя помнит все до мелочей. Да и сама – маленькая, подтянутая, такую жизненные трудности в «бараний рог» не согнут. – Привезли нас в составе по железной дороге, а обратного пути нет. Все немец занял. Две ночи на новом месте переночевали, а на третий день нас пешком отправили обратно. Всю Ленинградскую да Вологодскую область за месяц прошли. Ночевали на улице, буханку хлеба в день на пятерых делили – и все. Хорошо хоть лето было. А в Череповце погрузили на баржу, довезли до Белозерска и оттуда уж домой. Такой переход долго аукался: вернувшись, тяжело болела малярией, едва выкарабкалась.

Оставшиеся годы войны Екатерина Николаевна проработала на трудовом фронте уже в Ярославле. Как и остальная многомиллионная трудовая армия, делала «все для фронта, все для победы». После войны в 1949 году познакомилась с будущим мужем. Александр Матвеевич приезжал в Ярославль в командировки из Подмосковья. Военные годы тяжелой поступью прошагали и по судьбе офицера-фронтовика: в самом начале войны кадровый военный, как и большинство тех, кто был на границе, оказался в плену. Это «пятно» всю оставшуюся жизнь ветерану приходилось объяснять в разных инстанциях.

Хотя на звание ветерана войны никто и никогда не покушался.

Оставшись жить в Ярославле, пара получила жилье… в подвальном помещении одного из домов по улице Свободы. В постоянном мраке и сырости просуществовали… двадцать лет. Здесь появилась на свет их единственная дочь.

– А в 1969 году получили наконец-то нормальную квартиру. Хоть и однокомнатную, но все же, – радостное событие даже за тридцать с лишним лет не потускнело в памяти, и Екатерина Николаевна говорит о нем улыбаясь. – Муж строил ее сам, по вечерам приходил на стройку.

Но этим испытания на веку бабы Кати не закончились. Сначала в 1981 году умер ее муж, а в 1998 году погибла дочь. И на руках бабы Кати в самые неспокойные и безденежные годы остались трое несовершеннолетних внучек:

– Даже мысли отдать девочек в интернат не было. Сразу оформила опекунство, всех троих одна подняла и воспитала.

Эх, как бы дожить бы

Со старшей внучкой и ее семилетним сыном баба Катя живет в однокомнатной «хрущевке» и сейчас. И надеется, как любой пожилой человек, остаток дней провести в тишине и спокойствии. Тридцать квадратных метров общей площади такой возможности не дают.

– Я и не думала, что могу на жилье претендовать, муж-то умер. Иначе давно бы в очередь эту ветеранскую встала, – говорит Екатерина Николаевна. – А теперь везде «подождите» говорят. А когда ждать, мне уж девяносто скоро. Дали бы хоть год-два пожить спокойно, лечь, отдохнуть. Столько в своей жизни бед вынесла, столько детей воспитала.

Узнав про слова президента, пообещавшего жилье ветеранам, Екатерина Николаевна написала заявление и отнесла его в районную администрацию. Там все изложенное Екатериной Николаевной проверили и согласились: на улучшение жилищных условий баба Катя претендовать может. Предложили на выбор – либо компенсацию на приобретение жилья, либо новую квартиру в строящемся на улице Технической доме.

– Мы с внучкой посчитали, что проще получить субсидию и добавить на покупку двухкомнатной квартиры. Но вот прошло уже больше года, а мы так в «хрущевке» и живем.

Ждать милостей от природы баба Катя не привыкла, поэтому принялась обращаться в различные инстанции: начиная от районных органов власти и заканчивая прокуратурой и приемной премьера Путина. Везде обещают разобраться и просят подождать. Разобраться в происходящем попытались и мы.

Квартира ожидания

– По Закону «О ветеранах» федеральные деньги на приобретение жилья (а это обязательства РФ) для данной категории граждан выделяются регулярно, но недостаточно для того, чтобы сразу обеспечить всех, – объясняет главный специалист отдела жилищных субсидий и сертификатов областного департамента строительства Ирина Логинова. – Ведь очередь открыта и постоянно пополняется. Сейчас в ней находится 1031 человек. Хотя на первое января было лишь 385. В этом году Минрегионразвития пока выделил деньги на жилье для 341 ветерана, 340 из них жилищное положение уже улучшили.

По прошлому году ситуация была еще более радужной: в год 65-летия Победы новоселья в области отпраздновали 1805 ветеранов. Может, и этот год принесет радостную весть еще не одному пожилому человеку? Точно ответить на этот вопрос в департаменте не берутся.

В областной прокуратуре тоже рапортуют: ситуацию с обеспечением жильем ветеранов держим под неусыпным контролем. Но на скорости выделения средств федерального бюджета это никак не сказывается… Что же получается: объективные трудности не позволяют обеспечить всех ветеранов жильем сразу, нужно набраться терпения и ждать?

Может, и так, но есть одна проблема, решение которой, возможно, смягчило бы напряженность в среде стариков. Об этом говорят сами ветераны. От получения заветных квадратных метров бабу Катю постоянно отодвигают внеочередники. И если переселять ветеранов из ветхого и аварийного жилья нужно действительно срочно, то вот формулировка «хронические болезни, при которых невозможно совместное проживание с другими родственниками» понятна не совсем. Ведь сложно найти ветерана с отменным здоровьем. И странно в такой ситуации соревноваться в диагнозах. Может, не стоит делить стариков на сильно больных и не очень, создавая почву для разлада между теми, кого сплотили годы военных испытаний?

 Комментарий специалиста

Яна СМИРНОВА, старший помощник прокурора области:

– Большинство претензий – к органам местного самоуправления, отказывающим ветеранам в постановке на учет.

За прошлый год органами прокуратуры области выявлено 116 нарушений законодательства об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны и членов их семей, принесено 10 протестов, 7 из которых удовлетворены, направлено 22 исковых заявления в суд, внесено 35 представлений, по результатам рассмотрения 18 лиц привлечены к дисциплинарной ответственности. 17 ветеранов поставлены на учет как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/nmf8/
Ярославль

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость