Евгений МАРЧЕЛЛИ: «В спектакле только девушки»
В Волковском труппа большая, но таланты все равно требуются
В преддверии нового сезона режиссер Волковского театра рассказал, для какой сцены допустима ненормативная лексика и обнаженная натура и зачем нужны актеры «на один сезон».
– Евгений Жозефович, к чему готовиться зрителям в ближайшем будущем?
– В работу уже запущены три спектакля. Недавно к репетициям над «Бурей» Шекспира приступил известный польский режиссер, номинант «Золотой маски» Генрих Барановский. Еще два спектакля, по самой первой пьесе Чехова «Безотцовщина» и «Дому Бернарды Альбы» Лорки, ставлю я. Репетируем параллельно. Кстати, в постановке по пьесе Лорки только женские роли, ни одного представителя сильного пола. Это такая притчевая история о том, как тяжело женщине без мужчины.
– Сцены с обнаженной натурой в спектакле «Екатерина Ивановна» вызвали противоположные мнения у публики. А тут постановка, в которой одни женщины, наверняка без провокационных моментов не обойдется?
– Заранее я этого не продумывал, мы только знакомимся с материалом. Но исключать ничего не буду: если появится художественная необходимость, почему нет? Вообще театр, я считаю, должен эпатировать.
– Ваша жена актриса Анастасия Светлова сыграла главные роли в той же «Екатерине Ивановне», «Зойкиной квартире». Нет искушения как у режиссера видеть в главных ролях исключительно ее?
– Есть, и огромное! Потому что она суперпрофессионал. Я много лет работал в театре, но актрисы с такой мощной харизмой еще не видел. Женщина в принципе для меня – предмет исследования и высочайшего интереса. Мы живем в параллельных мирах, я считаю. И кто-то из нас точно инопланетяне. Вот в театре на эту тему как раз можно много фантазировать, в частности в спектакле «Дом Бернарды Альбы». Но здесь бы я отметил еще некий политический ход. В пьесе 11 персонажей, причем, чтобы занять как можно больше актрис, мы пошли на распределение в двух составах.
– В Волковском театре вообще довольно большая труппа. На всех, наверное, ролей не напасешься?
– Удовлетворить запросы 69 актеров – дико трудно! Это же невозможно огромная труппа. Сорок-то человек считается много. Вот в «Тильзит-театре» в городе Советске у нас была команда из 13 человек. Зато там все актеры играли. Сами посудите, обычно в пьесе около 15 ролей, из них 3–5 женских. А в Ярославле половина состава, 30 с лишним человек, – женщины. Причем многие одного возраста. Для них найти роли вдвойне трудно. Как ведь происходит: приходит молодая девушка и много играет – для нее персонажей достаточно в любой пьесе. Но потом она взрослеет, а процесс перехода в возрастные роли происходит не у всех. По-этому после 35 лет актриса может подолгу сидеть без ролей.
– При такой перенаселенности новые актеры в театре вряд ли появятся?
– Приток новой крови нужен всегда. Даже при огромном количестве артистов не хватает, например молодой героини в чистом виде. И если такая девушка найдется во время фестиваля БТР или в нашем театральном институте, я ее возьму.
– В главной роли в «Безотцовщине» приглашенный актер кино и театра Виталий Кищенко. Среди ярославцев не оказалось подходящего типажа?
– В Волковском нет актера именно такого возраста и амплуа. А с Виталием мы давно знакомы, еще по «Тильзит-театру». Думаю, он как никто другой справится с ролью мужчины-ловеласа, который влюбляет в себя женщин, а потом бросает. Но если у Чехова главный герой молод, то я Платонова сознательно «состарил». Когда мужчина ведет себя так в 27, то понятно – это мальчишество, безответственность, жажда жизни. А когда то же происходит со зрелым человеком, смысл меняется. Здесь не любопытство, а скорее искусственная потребность взбодрить жизнь, пережить так кризис среднего возраста. У меня есть друг, он иногда говорит: «Так скучно жить, хоть бы война». Состояние Платонова из этой же серии.
– Получается, часть актеров Волковского остаются все же невостребованными. Так нужна ли вообще театру такая большая труппа?
– У каждого свое представление о таланте, но я думаю, каждый из актеров в свое время доказал необходимость этой сцене. Сегодняшний организм театра таков. С актерами заключены контракты на год, но это все довольно условно, и нелепо думать о том, чтобы 30 человек выставить на улицу. Большая труппа – это проблема, а решений нет. Однако в Министерстве культуры и в правительстве сейчас идут разговоры о театральной реформе. Рано или поздно мы перейдем на систему, по которой живет весь Запад: будем нанимать актера на сезон. Тут все четко: либо тебя выбрали и ты в работе, либо нет. Это жестко, но правильно. К тому же заставляет суетиться, работать над собой, быть в форме.
– Первой премьерой сезона станет «Тартюф» в постановке Александра Кузина. Показать работу готовились еще в конце июня. Что сорвалось?
– Тогда нам элементарно не хватило денег. Спектакль получился довольно затратный, и большая часть средств ушла на стилизованные исторические костюмы. Дело в том, что «Зойкина квартира», которую мы ставили в прошлом сезоне, оказалась безумно дорогим проектом. Пришлось просить в Минкультуры «добавку». Деньги, причем колоссальные, нужны и на ремонт здания театра, особенно его внешней части. А то стоит такое страшноватое и облупленное в центре города. Директор Юрий Итин как раз убеждает федеральные власти, что нам нужны средства на реставрацию.
– А как обстоят дела с камерной сценой?
– Она все еще закрыта по предписанию пожарных. Будем устранять недостатки и стараться открыть ее в этом сезоне. Очень хочется, чтобы параллельно основным спектаклям шли постановки современных пьес: русских, польских, голландских. Среди них есть весьма интересные, но если ставить их на большой сцене – это вызовет скандал. Там имеет место ненормативная лексика, сами произведения радикальные, резкие, непривычные – в общем, сегодняшние. Возможно, мы создадим некий клуб любителей театра и будем устраивать ночные показы, потом обсуждать, искать общий язык.
Досье
Евгений Жозефович Марчелли родился в 1957 году в городе Фрунзе Киргизской ССР. Окончил актерское отделение Ярославского театрального училища, затем театральное училище им. Б. Щукина по специальности «режиссер драматического театра» (1985). В 1985 году в театре города Советска поставил дипломный спектакль «Остров» Э. Акопова и был назначен на должность режиссера-постановщика.
В 1991 году Евгений Марчелли становится главным режиссером Тильзит-театра.
В этом же году выпускается его авторский спектакль «В белом венчике из роз…» и показывается в Севастополе на фестивале «Херсонесские игры-92».
На Международном Волковском фестивале в Ярославле в 2003 году «Тильзит-театр» был удостоен премии Правительства Российской Федерации имени Ф. Волкова «За вклад в развитие театрального искусства».
Кстати
Попытаться найти общий язык с актерами Волковского театра можно будет уже 15 сентября на спектакле «Зойкина квартира». 6–7 октября состоится «опоздавшая» премьера «Тартюфа». 9 декабря планируется представить на суд зрителей «Безотцовщину». Уже известен новогодний подарок для маленьких театралов – это сказка «Белоснежка и семь гномов». Постановка же по Шекспиру польского режиссера Генриха Барановского, как и «женский» спектакль по пьесе Федерико Гарсия Лорки, намечен на начало 2012 года.
Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/nmfj/
Комментарии: