Штормовое приключение

Корреспондент «Ярославского Региона» отправилась ловить нарушителей вместе с инспекторами ГИМС и Рыбнадзора.Пять утра. Открытое море. Черное от туч небо, проливной дождь и шквалистый ветер.

926

Корреспондент «Ярославского Региона» отправилась ловить нарушителей вместе с инспекторами ГИМС и Рыбнадзора

Пять утра. Открытое море. Черное от туч небо, проливной дождь и шквалистый ветер.

– Какая нынче волна? – стараюсь придать голосу непринужденность, одновременно делая над собой титаническое усилие, отрываю взгляд от окошка, за которым, переходя от предостерегающего шипения к яростному грохоту, колышутся необъятные темные воды.

– Около метра, трехбалльный шторм, значит, – бодро рапортует старший государственный инспектор ГИМС Александр Смирнов, «выруливая» на катере из очередной водной ямы.

– Вон как раздувает, вряд ли кто-нибудь в такую погоду вылезет, – с досадой констатирует старший госинспектор межрегионального отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов Александр Прибылов.

Поскольку рейд совместный, нас интересуют сразу несколько видов злоумышленников: во-первых, те, что бороздят морские просторы не по правилам и без должных документов, во-вторых, браконьеры. Как мне объяснили, при такой волне возможен единственный вариант – ждать в засаде.

– Покачаемся у Юршинского острова, – предложил бросить якорь Смирнов. – Браконьеры с сетями обычно из моря этим путем возвращаются. Видите, здесь волн почти нет. Но Рыбинское море очень коварное – выходишь, вроде нормальная погода, а через 15 минут уже шторм. Находясь на берегу, мы обычно смотрим на верхушки елок, если уж и такие крепкие деревья качаются, то в море лучше не соваться.

Потенциальные злоумышленники не торопятся попасть в западню, и есть возможность поговорить о разных там профессиональных нюансах, послушать морские байки. Выслеживать преступников на «Касатке» можно с полным комфортом: в небольшой каюте имеются стол, четыре пассажирских места и электрическая плитка.

– Вот и нам бы такие катера, – попивая горячий чай, мечтательно говорит Александр Прибылов. – Совместные рейды проводятся примерно раз в месяц, а когда мы работаем одни, в нашем распоряжении обычная моторная лодка «Казанка».

– Ведь она открытая вся и борта низкие. Неужели не страшно? – интересуюсь я.

– Честно сказать? Страшно. Особенно, когда волна тебя с головой накрывает, – искренне признается инспектор. – Лодка делает свечку – перед глазами то вода, то небо и мысль: доплывешь ли?

Превышение скорости, езда в пьяном виде, без прав, отсутствие на борту спасательных жилетов, а также пересечение судоходных путей – со всеми этими нарушениями приходится сталкиваться на Рыбинском море сотрудникам ГИМС.

– Кодекс в отношении водителей на воде несколько мягче, – объясняет инспектор. – Вчера мы задержали пьяного яхтсмена, он отделается штрафом в 1500 рублей. Хорошо хоть удрать не пытался.

Гораздо чаще сбежать пытаются от инспекторов Рыбнадзора.

– Случается, браконьеры еще издалека нас заприметят – и деру, – усмехается Александр Прибылов. – Или по-хитрому делают: чуть что, концы – в воду, сети – за борт. И уже ничего не докажешь. Вообще за сутки одна бригада до 30 разных актов оформляет.

Сети – самый популярный браконьерский атрибут, но, конечно, не единственный.

– На мелководье, скажем, на озере Неро, щуку ловят приспособлением, которое работает по принципу мышеловки: внутрь сажается маленькая рыбка, и когда хищник сует к ней морду, ловушка защелкивается. Еще очень опасны электроудочки: от сильного разряда в воде не остается ничего живого. Гибнут и крупная рыба, и мальки, и икра, и лягушки с головастиками. Но наша область, к счастью, от них редко страдает.

Так и не дождавшись преступников в засаде, плывем с осмотром вокруг острова. Несколько проверок документов у рыбаков на моторных лодках, и вот наконец удача: на горизонте три моторные лодки. Сигналим, чтобы они остановились. Та, что дальше других, выбирает бегство, устремляясь обратно в открытое море. Две другие, доверху нагруженные рыбой и сетями, останавливаются около катера ГИМС.

– Перебирайтесь по одному к нам, с документами, – командует инспектор Смирнов.

Рыбаки с обветренными и суровыми лицами послушно карабкаются из одной раскачивающейся лодки в другую.

– Так, а где судовой билет? – рассматривая разные бумажки, вопрошает Смирнов.

– К-хм… Так промокли все документы, дождь, знаете ли, – обреченно оправдывается один из рыбаков, – поэтому дома оставили. Тут недалеко, могу привезти…

В это время инспектор Рыбнадзора сосредоточенно перелистывает рыболовный журнал, сверяя цифры. Эти товарищи занимаются промышленной ловлей. Поэтому сети используют по праву. Их работодатель получает специальное разрешение, где прописан лимит на разную рыбу.

– У вас квота на ловлю плотвы заканчивается, продлить – в ваших интересах, – строго отчитывает Прибылов. – В следующий раз рыба будет пересчитана по головам, и за каждую лишнюю – штраф.

В одной лодке примерно 60 кг улова, в другой – 240. Это мало, помешал шторм. В хорошие дни добыча достигает 400 кг. Что касается штрафа, то, скажем, за каждую лишнюю плотву заплатят 25 рублей, 250 – за судака, примерно столько же за щуку.

Пока ждем на берегу, что привезут обещанные документы, Александр Прибылов беседует с рыбаком по имени Валерий. Инспекторы ведь тоже рыбаки, им интересно:

– Сколько часов-то стояли?

– Так ночевали в лодках, часов пять.

– В такую волну?

– А что ж делать?..

Я не выдерживаю и вклиниваюсь со своим вопросом:

– Тяжелая у вас работа, опасная даже. А платят хоть нормально?

– Ни много ни мало, – без особой симпатии отвечает Валерий, ко мне доверия он почему-то не испытывает. Но помолчав, вдруг добавляет:

– Я рыбу ловлю много лет, только это и умею. Тем, кто раньше браконьерил, больше идти у нас и некуда.

На обратном пути я размышляла, что и рыбаки – те, что зарабатывают этим на жизнь, и инспекторы в общем-то в одной лодке: и первым, и вторым не занимать мужества, опасность и штормовая волна им не помеха. Вот только гребут они в разные стороны, а жаль.

– Нужна градация штрафов, – заключил инспектор Рыбнадзора. – За грубые нарушения хорошо бы ужесточить ответственность, а за менее значительные – смягчить, ведь население, живущее на побережье Рыбинского водохранилища, выживает за счет рыбной ловли.

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/nmk9/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость