Без «чрезвычайки»
20 лет назад Россия пошла неизведанным заманчивым путем
19 августа 1991 года граждане государства под названием СССР проснулись под прекрасную музыку Чайковского к балету «Лебединое озеро». Президент Горбачев стал пленником в Форосе, а 8 его сподвижников во главе с вице-президентом Янаевым образовали Государственный комитет по чрезвычайному положению. Под грохот танков, прибывших в столицу, в массовое сознание вошла аббревиатура ГКЧП.
Неожиданно! Даже начальник УКГБ по Ярославской области генерал Александр Разживин о введении ЧП узнал из сообщений радио, как он вспоминал в мемуарах «О времени и о себе»: «УКГБ получил приказ: учитывать, что партийные органы бездействуют и рассчитывать на их помощь не приходится».
В этой цитате – сгусток атмосферы тех дней. Это нынче кажется, что все события были «карикатурными», вспоминаются дрожащие руки Янаева и Ельцин на танке. Но наблюдателям «игр гэкачепистов» было не до смеха.
Не сразу стало понятно, что провал августовского путча через три дня де-факто положил конец нашей сверхдержаве. Юридически развод 15 союзных республик состоялся четырьмя месяцами позже в Беловежской пуще. И если уход в прошлое прежнего государственного устройства прошел более или менее спокойно, то рождение постсоветских реалий – с огромным трудом и невероятным накалом страстей. Временами казалось, что у страны почва уходит из-под ног («шоковая терапия» 1992 года, расстрел «Белого дома» 1993 года).
Сейчас до 45% россиян, по разным опросам социологов, считают, что путч был дракой за власть. Но этим все же не исчерпывается содержание тех дней. «Хотели как лучше, а получилось как всегда», – изрек как-то совсем по другому поводу Виктор Черномырдин. Но точнее не скажешь про ГКЧП, поскольку «разминирование» его наследия многократно увеличило трудности роста новой России.
На август приходится еще одна печальная дата – 17 августа 1998 года случился дефолт. Что общего между ГКЧП и дефолтом?
Политический каркас нынешней России стал формироваться во многом как отторжение прежней модели управления. А сегодняшние экономические правила игры – плод удачного извлечения уроков из банкротства курса «младореформаторов» 13 лет назад. На очереди – столь же трудное и необходимое становление гражданского общества.
Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/nmqg/
Комментарии: