Главное:

Нищему пожар не страшен

По такой ущербной логике живут многие далеко не самые бедные люди

Когда в доме происходит такая беда, как пожар, собственники в последнее время почему-то все чаще полагаются на помощь местных властей: сходил, попросил, получил. В свою очередь главы районов просят у областных властей: дескать, беда случилась, окажите помощь. Последний подобный случай произошел недавно в Переславском районе, который, что давно известно, наиболее подвержен возгораниям. Но вот ведь странность, почему-то о такой «мелочи», как страхование имущества или стимулирование к нему своих «подопечных», местные начальники даже и не думают.

Такую типичную модель поведения обрисовали на «круглом столе» в торгово-промышленной палате Ярославской области топ-менеджеры ведущих страховых фирм. Оказывается, даже страшная жара прошлого лета – 2800 домов сгорело по стране – ничему не научила владельцев дач, домиков и прочих строений! Многие из них и по сей день не считают нужным страховать свое «нажитое непосильным трудом имущество». Об этом говорит статистика. А между тем у нас, по прогнозам МЧС, впереди еще три пожароопасные недели.

Примеров «инерционного поведения», увы, не счесть. Стимулы же к его изменению проходят по разряду «ЧП». Памятен такой случай. Одна из деревень, а было это несколько лет назад, сгорела полностью. Застрахованными оказались примерно треть домов, их владельцы и получили возмещение ущерба. Узнав об этом, владельцы остальных домов дружно позвали страховых агентов…

Тема не новая, но уж очень актуализованная нынешними погодными капризами. Как сообщил заместитель начальника УМЧС по Ярославской области Александр Кукушкин, в регионе действует особый противопожарный режим, поскольку с начала весны случилось 42 крупных лесных пожара, и 35 дачных кооперативов и 10 населенных пунктов вблизи лесов стали предметом особой озабоченности пожарных. Это помимо традиционно пожароопасных торфяников в Большесельском, Некоузском и Любимском районах. Словом, классическая улица с односторонним движением: органы на страже, граждане же не волнуются и отдыхают – кто как может.

Особо занятную цифирь привела гендиректор компании «РЕСО-гарантия» Марина Позднякова: в нашем регионе каждая третья автомашина застрахована, а вот объектов недвижимости – лишь около 10 процентов. (Некоторые эксперты говорят о 18 процентах, но «акулы» страхового бизнеса дружно оспорили такую оценку, как «сказочную»). Выходит, «консервная банка» дороже, чем домик в деревне?

Конечно, не все так просто объясняется. Вспомним, что в нашей области действовали финансовые пирамиды, замаскированные под страховые компании.

– Не надо сбрасывать со счетов тот факт, что Ярославская область входит в тройку регионов «депрессивного страхования», – подчеркнул представитель компании «Согласие» Рафаэль Вафин, говоря о причинах инертности ярославцев. – Приехал несколько лет назад к главе Некрасовского района Александру Чудайкину, ныне работающему в правительстве области, а он на вопрос, как помогает погорельцам, ответил: «Из местного бюджета». Сейчас, наверное, он думает по-другому.

Люди по-прежнему не верят в пользу страховки, видя в ней лишь еще один вид «поборов». Доказать эту особенность жителей Ярославской области легко, достаточно обратить внимание на Угличский и Переславский районы. Там дома и дачи почти все застрахованы от пожаров, но только потому, что их владельцы – москвичи. А их «страховая культура» – предмет давних восторгов агентов компаний.

В итоге разветвленная сеть страховых филиалов всевозможных компаний во многих районах действует по принципу: «Больше замахов, чем ударов». Парадокс: менее всего склонны заботиться о своем имуществе владельцы самой дорогой недвижимости. По статистике, на них приходится лишь 5 процентов всех договоров, еще 25 процентов – на владельцев строений, оцененных в диапазоне от 1 до 5 млн. руб.

– Именно состоятельные граждане, не имея страховки, чаще всего обращаются к властям с просьбой о помощи после пожаров, – сообщил директор филиала компании «Росгосстрах» в Ярославской области Владимир Пикалов.

А гендиректор филиала «Ингосстрах» Дмитрий Чурилов считает, что у людей работает привычка еще советских времен, когда страхование было обязательным. Собственники скромных деревянных домиков (они-то и составляют дисциплинированные 70 процентов) как страховались, так и страхуются, а вот владельцы шикарных коттеджей, понятно, не могли приобрести таких «инстинктов».

А что делать-то? Вопрос закономерный и непростой. Были попытки пролоббировать в Госдуме федеральный закон об обязательном страховании недвижимости (аналог ОСАГО). Блиц-опрос участников «круглого стола», однако, дал неутешительные прогнозы: в обозримом будущем его принятие маловероятно. Кстати, можно поспорить с доминирующим мнением, что виной тому череда общероссийских и региональных выборов. Скорее всего, причина блокирования этой инициативы – в нежелании верховной власти применять столь радикальные средства. Все же сейчас не времена императрицы Екатерины Великой. Она, как припомнила Марина Позднякова, придумала хороший способ «страхования»: обязала в каждом доме иметь на заднем дворе по бревну. Сгорит дом в деревне – так из этих бревен быстро погорельцам отстроят новый. Из казны собеседница Вольтера и Дидро не давала ни копейки на эти цели.

Конечно, так просто переложить на подданных затраты сегодня не получится, но проблема тем не менее требует решения. Участники «круглого стола» решили обратиться к правительству области и областной Думе с предложением выбрать район и провести в нем пилотный проект по внедрению льготного страхования недвижимости. Главный аргумент в пользу такого подхода – умеренная стоимость страхования, исчисляемая не в процентах, а в долях процента. Глава местного отделения «Военно-страховой компании» Вячеслав Карачев не преминул отметить, что стоимость полиса отдельного строения – 1–1,5 тыс. руб.

Пока высказано два варианта, как можно реализовать эту идею. Первый – льготные условия для тех, кто решится повысить свою «страховую культуру» и заодно уберечься от неприятных последствий пожаров. Второй – московский сценарий, когда в квитанции по оплате ЖКУ включается пункт о страховании жилья. Эти деньги можно и не вносить, но оплативший получает полис и при наступлении страхового случая – возмещение ущерба. 30 процентов выплат взяла на себя мэрия Москвы, остальное – страховые компании, входящие в пул участников этого проекта.

Кстати

Верный признак пирамиды!

Самая одиозная из страховых пирамид – швейцарская фирма SI (Save-Invest). Способ финансового надувательства ярославцев заключался в том, что она продавала долговременные (до 15 лет) страховые полисы иностранных страховщиков, зарегистрированных в оффшорах. И предлагала держателю полиса подзаработать, комиссия выплачивалась за каждого привлеченного участника.

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/nn8j/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость