Базара нет
Торговать ярославскими продуктами станет выгодно
Основой благосостояния все считают заводы, колхозы и нефтепромыслы. Мол, они производят то, что можно взвесить, пощупать, съесть, они – наша надежда и опора. Все правильно, но задирать нос рабочим и колхозникам не следует, хотя бы потому, что главный источник хорошего настроения – это все-таки торговля.
В Ярославской области торговля в 2010 году дала 14% прироста областного ВВП. Оборот оптовиков – 162 миллиарда рублей. Торговых площадей у нас 820 квадратных метров на 1000 жителей, что на 77% превышает норму, и развитие отрасли продолжается. Но как ни сильна и обильна ярославская торговля, а проект областной программы по поддержке потребительского рынка на 2011–2014 годы предусматривает 31 млн. рублей затрат, значит, есть над чем работать. В правительстве области состоялось заседание межведомственной комиссии по вопросам потребительского рынка. Проблемы обсуждались как легкие, так и не очень.
Кадровый «голод» преодолеть несложно. Торговля в нашей области кормит 76 тысяч работников, и нужны еще люди. Парадокс, но недостает не скромных продавцов, а начальства, вроде директоров магазинов. Решено ввести в профильных колледжах и техникумах новый курс «менеджмент высшего звена». Со школярской скамьи «прыгнуть» в кресло товароведа торгового центра – неосуществимая мечта? Но желания соискателей совпадают с интересами работодателей. Крупные «сетевики» говорят, что предпочитают брать нигде не работавшего человека и растить сообразно интересам корпорации.
Кстати, с «сетями» все меньше хлопот, они постепенно учатся уважать регион, где работают. Доля ярославских товаров на прилавках гипермаркетов выросла до 20–30%, число нарушений снижается, «кусавшиеся» цены по многим позициям почти сравнялись с ценами на базарах.
А вот сами рынки как раз и стали предметом горячего обсуждения.
Федеральный закон №271 требует, чтобы с 1 января 2012 года Ярославль, а еще через год – вся область избавились от базаров. По закону №271 право на жизнь имеют лишь розничные рынки в капитальных павильонах. Исключение – сельскохозяйственные, им можно работать и во времянках. Уличную торговлю пора прекратить. На рынках предлагается в первую очередь потесниться (или уйти) продавцам промтоваров (известным как «челноки»), продуктов заводского производства (например, колбасы) и коммерсантам с импортными овощами.
– С этой мыслью надо свыкнуться, – констатировала заместитель начальника городского округа Рыбинск Лариса Белова. – Изменять бизнес либо переходить в новое помещение.
Рыбинск и Переславль доложили, что к переходу на «новую торговлю» готовы, а в Ярославле ясности пока нет. Из 29 городских рынков лишь 8 уже имеют соответствующие закону помещения. Но и к закрытию «приговорены» лишь два базара – на Липовой горе и Московском проспекте. Куда денутся остальные 19? Они сражаются не на жизнь, а на смерть. Сразу 4 заволжских рынка объявили о своем желании стать сельскохозяйственными, в Крестах и на улице Кривова взялись за возведение торговых центров. Есть и обходные пути: например, объявить рынок «ярмаркой», не подпадающей под действие закона.
Как все непросто, можно судить по Красной площади. Здесь 13 торговых точек, правоохранительные органы вслух обзывают их «бельмом на глазу». Но в полиции считают, что на Красной только один незаконный магазинчик, а в Кировской прокуратуре – что четыре. Если уж люди в погонах путаются, значит, неясностей и вправду много. Начальник управления по развитию потребительского рынка, предпринимательства и туризма мэрии Ярославля Николай Якушкин косвенно дал понять, что возможен и мягкий подход к проблеме.
– В Нижнем Новгороде закрыли рынки, – сказал он. – А в Казани сколько было, столько и осталось.
Наша областная власть выбирает не «жесткий» и не «мягкий», а разумный вариант.
– Ничто не мешает нам определиться: сколько и каких рынков нужно в каждом городе, – резюмировал заместитель губернатора Михаил Боровицкий. – И выстроить политику, начиная от предоставления места, не дожидаясь, когда нас принудит федеральный закон. Это работа муниципальных образований, и мы ждем, что она будет выполнена. На наших рынках 3 процента ярославской продукции, а должно быть полное преимущество. Такое ненормальное положение будет исправлено. Я гарантирую: мы обеспечим нужное количество мест для сельхозпродукции, произведенной в нашей области.
Это не просто слова. Процесс пошел. Сейчас проводятся инвентаризация базаров Ярославля и совместная проверка Роспотребнадзора и МЧС всех рынков области.
Естественный отбор
За разговорами о реорганизации уличной торговли за кадром почему-то осталось мнение покупателей. Корреспондент «ЯР» поинтересовался, как жители области относятся к инициативе запрета вещевых и продовольственных рынков?
Владимир ВЛАСОВ, преподаватель, Ярославль:
– Вещевые и продовольственные рынки – это вчерашний день! Сегодня в городе ими пользуются только горожане с невысокими доходами. Средний класс и обеспеченных людей там не встретить. Ярославцы, слава богу, уже готовы платить за качество и безопасность товаров, поэтому надо строить торговые комплексы. Да, цены там будут выше, но я уверен, ненамного. Конкуренция-то высочайшая. Что касается бедных людей, пенсионеров, то нужно не на рынки их отправлять, где вроде бы все дешевле, а разрабатывать дополнительные меры социальной защиты.
Мария ФОМИЧЕВА, студентка, Ярославль:
– На рынках редко бываю. Но периодически там покупаю носки и фрукты. Я против закрытия, потому что бабулькам привычнее и удобнее покупать продукты на базаре. К тому же там всегда можно поторговаться.
Зинаида ПОЛОЗОВА, пенсионерка, Рыбинск:
– На рынке тоже свои накрутки есть, в крупных магазинах цены на некоторые продукты даже ниже. Еще мне не нравится, что на рынках в киосках продают хлеб – это негигиенично. Да и культура продавцов зачастую оставляет желать лучшего: хочется, чтобы все цивилизованнее было, чтобы за руки не хватали и не тащили к своему прилавку, как сейчас. У нас же не южный город.
Но особенно меня раздражают обувные палатки на базарах: туда и заходить-то страшно. Хорошо, если их переведут в закрытые помещения или киоски. Тогда другое дело.
Ирина КОРОБОВА, бухгалтер, Переславль:
– Все, конечно, зависит от ассортимента. В супермаркетах – одно, на рынках – другое. Пока в декрете, я почти каждый день бываю на рынках. Очень часто закупаюсь в ларьках, в которые мясная и молочная продукция напрямую поставляется от производителя. Когда на работу выйду, времени свободного будет меньше. Тогда буду ходить в магазины.
Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/nnau/
Комментарии: