Барское и Монастырское
Летопись двух деревень Любимского района – удивительная иллюстрация крутых поворотов российской истории.Жил в девятнадцатом веке в любимской деревеньке юродивый Вавилушка. И что бы он ни предсказал, все сбывалось. Однажды Вавилушка поведал односельчанам страшную тайну: деревне суждено погибнуть в огне. А когда – умолчал. Так и довлеет над Расловом‑Барским это проклятие, а его немногочисленные обитатели с замиранием сердца ждут сводок о лесных пожарах.
Летопись двух деревень Любимского района – удивительная иллюстрация крутых поворотов российской истории
Жил в девятнадцатом веке в любимской деревеньке юродивый Вавилушка. И что бы он ни предсказал, все сбывалось. Однажды Вавилушка поведал односельчанам страшную тайну: деревне суждено погибнуть в огне. А когда – умолчал. Так и довлеет над Расловом‑Барским это проклятие, а его немногочисленные обитатели с замиранием сердца ждут сводок о лесных пожарах.
Населенных пунктов с названием Раслово в Любимском районе вообще‑то два, и находятся они меньше чем в километре друг от друга. Побольше, с медпунктом и магазином – Раслово‑Монастырское, маленькое – то самое Раслово‑Барское.
– Трудно сказать, когда именно появились эти деревни, но точно не позднее XVII века, – уверен уроженец Раслова‑Барского, преподаватель истории любимской школы, краевед Евгений Смирнов. – Скорее всего, название восходит к славянскому имени Ростл, а значит, имеет древнюю историю. Кстати, первоначальный вариант Расловское сократили до Раслова только в советское время. А Барское и Монастырское – указание принадлежности селения.
Часть исследователей считает, что любимская деревня с необычным названием относилась к Шарненскому монастырю, а Евгений Анатольевич полагает, что к Спасо‑Преображенскому Геннадиеву, так как эта обитель была одной из самых богатых в этом районе и владела тысячами крестьянских душ.
В самом поселении никакого монастыря никогда не было, а церковь Воскресения Словущего, которую сейчас некоторые считают его частью, относилась к несуществующему ныне селу Воскресенскому на Горках.
После секуляризации церковных земель в шестидесятые годы восемнадцатого века крестьяне перешли в разряд государственных, или, как их еще называли, экономических, а деревня в официальных бумагах фигурировала как Расловское‑Экономическое. Но новое, не очень‑то благозвучное название в народе так и не прижилось.
– Что касается барина, мне удалось докопаться только до одного конкретного имени. В сороковые годы девятнадцатого столетия им был мелкий помещик Сергей Петрович Толбузин, которому принадлежала даже не вся деревня, а 19 крестьянских семейств. Остальные оставались государственными, – увлеченно рассказывает историк.
Трудно поверить, что до революции из двух деревень‑тезок Барское было более развито.
– Судя по дошедшим до нас документам, в 1861 году там было 35 дворов, а в Монастырском – всего 21. К 1913 году «светская» деревня насчитывала уже 70 дворов с 284 жителями. Среди них было много отходников: мужчины шли на заработки в тогдашнюю столицу Санкт‑Петербург. Выходцев из этих мест можно было встретить на берегах Невы среди половых, буфетчиков, приказчиков, торговцев, парикмахеров, – поясняет Смирнов.
В советские годы Раслово‑Монастырское, стоявшее ближе к дороге, сделали центральной колхозной усадьбой и признали перспективной деревней. Началось активное строительство жилья, появились клуб, магазин, школа, баня, большой детский сад, строились новые дороги.
– Местные жители в основном работали в крупном совхозе «Большевик». Там были молочная ферма, два телятника, зерноток, мастерская, сильная тракторная бригада – более чем 20 тракторов. Расцвет деревни пришелся на восьмидесятые годы прошлого века и закончился с распадом Советского Союза в 1991 году, – с ностальгией вспоминает Евгений Смирнов.
Как сообщила ведущий специалист администрации Осецкого сельского поселения Ольга Калугина, на сегодняшний день в Раслове‑Барском постоянно зарегистрированы 16 человек, а в Раслове‑Монастырском – 90. Но, по словам Евгения Смирнова, реально в Барском проживают 7 человек, а в Монастырском – менее семидесяти. Просто большая часть молодежи, прописанной здесь, в поисках лучшей жизни отправилась покорять Любим, Ярославль или даже столицу.
Любопытные факты
По данным за 2011 год, именно в селе Раслове-Монастырском находилась самая маленькая по числу учеников школа России. В начальном учебном заведении со вторым и третьим классами грызли гранит науки всего 4 ученика. По этой причине школу и закрыли в мае прошлого года. А восемью годами ранее эта же участь постигла местную почту.
Из Раслова-Барского были родом игумен одного из скитов Валаамского монастыря Семен Тепленев (в монашестве Сысой), поэт Николай Груздев, который печатался в начале прошлого века под псевдонимом Груздь-Козловский. А еще в этой деревне жила троюродная сестра известного советского писателя и общественного деятеля Леонида Леонова.
По городам и весям
Барское
и Монастырское
Летопись двух деревень Любимского района –
удивительная иллюстрация крутых поворотов
российской истории
Жил в девятнадцатом веке в любимской деревеньке юродивый Вавилушка.
И что бы он
ни предсказал,
все сбывалось. Однажды Вавилушка поведал односельчанам страшную тайну: деревне суждено погибнуть в огне. А когда – умолчал. Так и довлеет над Расловом‑Барским
это проклятие,
а его немногочисленные обитатели с замиранием сердца ждут сводок
о лесных пожарах.
Ольга БЕЗМЕНОВА.
Фото из архива
Населенных пунктов с названием Раслово в Любимском районе вообще‑то два, и находятся они меньше чем в километре друг от друга. Побольше, с медпунктом и магазином – Раслово‑Монастырское, маленькое – то самое Раслово‑Барское.
– Трудно сказать, когда именно появились эти деревни, но точно не позднее XVII века, – уверен уроженец Раслова‑Барского, преподаватель истории любимской школы, краевед Евгений Смирнов. – Скорее всего, название восходит к славянскому имени Ростл, а значит, имеет древнюю историю. Кстати, первоначальный вариант Расловское сократили до Раслова только в советское время. А Барское и Монастырское – указание принадлежности селения.
Часть исследователей считает, что любимская деревня с необычным названием относилась к Шарненскому монастырю, а Евгений Анатольевич полагает, что к Спасо‑Преображенскому Геннадиеву, так как эта обитель была одной из самых богатых в этом районе и владела тысячами крестьянских душ.
В самом поселении никакого монастыря никогда не было, а церковь Воскресения Словущего, которую сейчас некоторые считают его частью, относилась к несуществующему ныне селу Воскресенскому на Горках.
После секуляризации церковных земель в шестидесятые годы восемнадцатого века крестьяне перешли в разряд государственных, или, как их еще называли, экономических, а деревня в официальных бумагах фигурировала как Расловское‑Экономическое. Но новое, не очень‑то благозвучное название в народе так и не прижилось.
– Что касается барина, мне удалось докопаться только до одного конкретного имени. В сороковые годы девятнадцатого столетия им был мелкий помещик Сергей Петрович Толбузин, которому принадлежала даже не вся деревня, а 19 крестьянских семейств. Остальные оставались государственными, – увлеченно рассказывает историк.
Трудно поверить, что до революции из двух деревень‑тезок Барское было более развито.
– Судя по дошедшим до нас документам, в 1861 году там было 35 дворов, а в Монастырском – всего 21. К 1913 году «светская» деревня насчитывала уже 70 дворов с 284 жителями. Среди них было много отходников: мужчины шли на заработки в тогдашнюю столицу Санкт‑Петербург. Выходцев из этих мест можно было встретить на берегах Невы среди половых, буфетчиков, приказчиков, торговцев, парикмахеров, – поясняет Смирнов.
В советские годы Раслово‑Монастырское, стоявшее ближе к дороге, сделали центральной колхозной усадьбой и признали перспективной деревней. Началось активное строительство жилья, появились клуб, магазин, школа, баня, большой детский сад, строились новые дороги.
– Местные жители в основном работали в крупном совхозе «Большевик». Там были молочная ферма, два телятника, зерноток, мастерская, сильная тракторная бригада – более чем 20 тракторов. Расцвет деревни пришелся на восьмидесятые годы прошлого века и закончился с распадом Советского Союза в 1991 году, – с ностальгией вспоминает Евгений Смирнов.
Как сообщила ведущий специалист администрации Осецкого сельского поселения Ольга Калугина, на сегодняшний день в Раслове‑Барском постоянно зарегистрированы 16 человек, а в Раслове‑Монастырском – 90. Но, по словам Евгения Смирнова, реально в Барском проживают 7 человек, а в Монастырском – менее семидесяти. Просто большая часть молодежи, прописанной здесь, в поисках лучшей жизни отправилась покорять Любим, Ярославль или даже столицу.
Комментарии: