Постучи по дереву
Армии Кутузова и Наполеона, волшебные шахматы и деревянные храмы в миниатюре – в селе Смоленском народные умельцы творят чудеса из березы, дуба и липы
Мало какое село может похвастаться тем, что не все его жители одержимы сугубо бытовыми заботами. В Смоленском на границе с Владимирской областью есть люди, которые могут с полным правом поставить знак равенства между словами «творчество» и «трудовые будни».
«…И его деревянные солдаты»
– Мундир-то надевать? – Владимир Опалев, не дожидаясь ответа, наряжается в гимнастерку и бескозырку, сшитые по образу и подобию полевой формы морской пехоты XIX века.
Учитель технологии и ИЗО Смоленской средней школы командует целой армией деревянных солдат периода Отечественной войны 1812 года. И это совсем не игрушки. В библиотеке переславского Урфина Джуса полсотни томов, посвященных военной истории.
– Верх шапки белый и воротник тоже, задник шапки и погоны красные, – мастер вертит в руках миниатюрную скульптуру ротного барабанщика Павловского гренадерского полка. – Все по науке.
Спросом, по словам Опалева, пользуются барабанщики, генералы и гусары. Народный умелец смастерил около тысячи храбрых воинов. Все они разбросаны по свету – в частных коллекциях Германии, Канады, США, Японии. Ручную работу высоко оценил итальянский потомок Льва Толстого и увез на Апеннины коллекцию солдат русско-французской войны.
Собирать свое персональное войско Владимир Александрович начал в годы перестройки. Первые солдатики были пластмассовыми. Особо не заморачиваясь, находчивый селянин покупал в «Детском мире» готовых ратников и раскрашивал нитрокрасками. Хобби стало неплохим подспорьем для семейного бюджета.
– Брал по 10 копеек, – вспоминает Опалев, – отпускал по 10 рублей. Стоял на Арбате. 17 штук за полтора часа продавал.
Когда в начале 90-х ездить в столицу за «сырьем» стало неповадно, Владимир Александрович перешел на цельный брус из березы, твердой и податливой одновременно. Деревянных рядовых и офицеров Опалев строгает дома на самодельном верстаке.
– В Смоленском оставили свой след настоящие французские солдаты, пленные войны 1812 года. Они копали пруд рядом с усадьбой Свиньиных-Козловских, – погружается в глубь веков педагог.
Что до усадьбы, то в двухэтажной резиденции расположились школа и краеведческий музей. Там на полках и застыли армии Кутузова и Наполеона.
– Посмотрел тут на дату своего рождения – 18.12.56. Первые цифры сопоставил и понял, что это судьба такая, – смеется Опалев.
Ход богатырем
Король и королева «черных» – Кощей Бессмертный и Баба Яга, добрые персонажи сойдутся в схватке «под знаменами» Ивана Царевича и Царевны-лягушки. Ладьи – черный ворон и жар-птица, слоны – разбойник и Микула Селянинович, кони – Змей Горыныч и богатыри, пешки – кикиморы и Иванушки-дурачки. Алексей Саунов достает из обувной коробки шахматные фигуры.
– Целый год из дуба строгал, – рассказывает он. – Если не получалось, с досады молотком разбивал. С Иванушкой-дурачком, помню, намучался.
Шахматная доска из липы тоже диковинная: «черные» и «белые» ринутся в бой на спине трехглавого Змея Горыныча.
– Первый шахматный набор я решил сделать, когда в Ленском речном пароходстве Якутии старпомом капитана теплохода служил, – вспоминает Алексей Тимофеевич. – Тогда мне попала в руки детская иллюстрированная книжка о том, как шахматные фигуры друг на друга войной пошли. Нарисовал эскизы. А потом и фигуры из березы вырезал.
На сей раз работа, увы, застопорилась. Дело в том, что добавить очарования деревянным лилипутам мастер решил с помощью скани. Но технику узорного плетения из проволоки пока не освоил.
– Одним искусством ведь сыт не будешь, – вздыхает резчик. – В центре занятости Переславля бизнес-план производства защитил и получил 58800 рублей. Станки по деревообработке купил, в сарае рядом с домом хочу мастерскую открыть.
Теперь Саунов перешел на более ходовой товар: мастерит панно на сказочные сюжеты.
– Вот из «Сивки-Бурки», узнаете? – мастер показывает вырезанную на липовой доске объемную картину, где Иванушка-дурачок на своем скакуне пытается допрыгнуть до окна Елены Прекрасной. – Одно панно с Микулой Селяниновичем уже в Ростов отправил.
В каждом взрослом живет ребенок, считает этнузиаст.
– И чем старше становишься, тем яснее это понимаешь, – улыбается он.
Без единого гвоздя
В далеком 70-м году преподаватель начертательной геометрии и черчения Ленинградского технологического института Игорь Ткачев отправился на экскурсию на остров Кижи. И испытал культурный шок.
– Представляете, есть на этом острове церковь Святого Лазаря Муромского. Вся деревянная, без единого гвоздя сделана! Стоит себе с XIV века, и никакие перемены ей не страшны, – рассказывает Ткачев.
И смыслом всей его жизни стало архитектурное моделирование. Игорь Александрович создал более двухсот макетов деревянных церквей и часовен XIV – XIX веков. Его работы можно увидеть в музеях Сергиева Посада и Ростова, а также в музее одной из московских строительных фирм, где он трудился 15 лет.
Азы русского деревянного зодчества Ткачев осваивал по дореволюционным учебникам.
– В библиотеке Ленинградского инженерно-строительного института нашел потрепанный, 1914 года издания, – вспоминает Игорь Александрович.
Клетские, шатровые, многоярусные, многоглавые, «под колоколы» – из липы с помощью клея ПВА Ткачев воспроизвел в миниатюре все типы деревянных церквей. Главное при реконструкции – точность, от себя ничего не добавлял.
– Я на такое и не решился бы. Да и вообще трудно что-то новое изобрести, – считает народный умелец. – До революции в России было 30 тысяч деревянных церквей и часовен. Ни одна из них не повторяла другую, все они чем-то отличались.
Многие из культовых сооружений, воспроизведенных в миниатюре, Ткачев видел разве что на картинке.
– Делал макеты с почтовых марок, этикеток спичечных, – добавляет он. – Удобнее, когда можно на оригинал со всех сторон посмотреть. Тогда легче пропорции уловить.
Деревянные церкви возводят и поныне.
– В Москве с 90-х годов рядом с храмом Христа Спасителя стоит деревянный храм-часовня во имя иконы Божией Матери «Державная». Только вдумайтесь, там взяли да маковки позолотили! – возмущается Игорь Александрович. – Но деревянных церквей с позолоченными маковками не бы-ва-ет!
Ткачев не растерялся – и собрал свою «версию» храма в лучших традициях древности.
Он же не просто копиист, а хранитель истории.
Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/nrqr/
Комментарии: