Тутаевский прецедент
Неслыханное еще недавно дело – в Тутаеве городской суд взял да и отменил победу на выборах главы района кандидата-единоросса Сергея Левашова.
Неслыханное еще недавно дело – в Тутаеве городской суд взял да и отменил победу на выборах главы района кандидата-единоросса Сергея Левашова. По иску его конкурента Андрея Минина, представляющего оппозиционную партию. Суд нашел его обоснованным, а доказательства нарушений в день голосования – достаточными. «После трех дней заседаний и опроса десятков свидетелей Тутаевский городской суд удовлетворил в полном объеме иск кандидата на должность главы района Андрея Минина», – сообщили по горячим следам информагентства. Они за последние месяцы обрели рефлекс ловить на лету новости из Ярославской области. Их не проведешь: чутье на стоящую новость – опознавательный знак профессионально работающих журналистов.
А не успела схлынуть волна удивления по поводу прорывного, прежде всего для сознания людей, вердикта скромного городского суда маленького городка Ярославии, как и голодающий в знак протеста против фальсификации итогов выборов мэра Астрахани кандидат Олег Шеин решил подать в суд. Уже 16 апреля Кировский районный суд Астрахани принял иск от Олега Шеина о признании выборов недействительными. Шеин предоставил печатные материалы и видео, свидетельствующие, по его мнению, о нарушениях в ходе голосования.
Политики и впрямь должны быстро улавливать тренды и уметь обращать их себе на пользу – в данном контексте даже несущественно, насколько эта польза соотносится с интересами людей. Это и было продемонстрировано в Тутаеве, совсем рядом с новоявленной «столицей российской демократии» Ярославле. И чутко уловлено федеральными парламентскими оппозиционерами: они поняли, что теперь можно играть по новым правилам, работая и на себя, и на общее дело, а не уходить в глухой тупик маргинальных форм сопротивления. Такие практики ведь, очевидно, бесперспективны для политиков.
Тутаевский прецедент – показатель медленного, но становления того феномена, который в принятой еще в 1993 году Конституции РФ был назван независимой судебной системой. Обращаться к ее помощи отнюдь не бесполезно, были бы весомые аргументы в защиту своей позиции, что и показала история Андрея Минина, случившаяся через «всего-то» 18 лет после принятия Основного закона страны, декларировавшего независимость судебной ветви власти. Показала, подчеркнем, в деле о выборах, а значит, политическом.
После 1993 года Россия пережила ряд «микроэпох» – от приватизации до квазиреволюционных событий 1998 года, спровоцированных дефолтом. Период экономического благоденствия 2000 – 2007 годов позволил россиянам отвлечься от забот гражданских и уйти в мир приватных интересов. Новый всплеск интереса к политике совпал с окончанием экономического кризиса – в полном соответствии с выводами политологов, подкрепленными анализом подобных тенденций в других странах.
Но вот кризис модели управления, выявленный после массовых протестов конца прошлого года, оказался неожиданным. Выяснилось, что власти нужно меняться, иначе она рискует утратить былые несокрушимые позиции. И в этом смысле череда поражений кандидатов, официальных и де-факто, от крепкой еще недавно «Единой России» в Тольятти, Ярославле, подмосковной Черноголовке, как ни парадоксально, оказались на руку власти. Если, конечно, понимать под этим словом всю систему управления, сложившуюся в постсоветской России.
Представим себе, что протесты ограничились бы Болотной площадью и проспектом Сахарова, то есть итогами выборов в Госдуму. Все стихает, потом Владимир Путин уверенно развеивает на выборах Президента РФ истерические прогнозы о «крушении режима» – и все… опять тишина. На политической поляне. А проблемы-то страны (их перечень столь известен всем, что не стоит перечислять) никуда не денутся, и их так просто не умиротворить. В результате политическая победа могла оказаться пирровой, то есть равнозначной поражению. Как во времена позднего СССР: вызовы времени становились все серьезнее и масштабнее, а умение власти достойно на них отвечать падало со скоростью света.
Учли…
Сейчас региональная политика, как совокупность управленческих действий властей, а не очередной документ-стратегия-проект, рожденный в недрах Минрегиона РФ, становится все более значимым и тонким инструментом, владение которым определяет успех усилий власти в масштабе страны. И влияние выборных процессов (и эксцессов) на жизнь регионов это подтвердило. Пример Ярославской области актуализирует в памяти либеральный догмат о государстве как «ночном стороже»: власть берет себе лишь столько полномочий, сколько нужно для грамотного управления, и тем открывает шлюзы для народной инициативы. Скажем, наблюдатели на выборах мэра Ярославля были приятно поражены тем, что для них «все двери были открыты». Не то что в других регионах, в той же Астрахани. Да и чего в самом деле бояться? Победы – вполне в рамках закона – не единороссовского кандидата? Но ведь контроль над демократичностью процесса никуда не исчез, и правоохранительная система стоит на страже Конституции. Что и показал не только вердикт тутаевского суда, сколько вся атмосфера уважения к закону, преобладавшая в регионе весь минувший электоральный цикл. А экспертные оценки социально-экономического развития региона более чем благоприятны и подкреплены позитивным отношением граждан к усилиям властей.
И еще один момент. Сколь вероятны были такие же эксцессы, как в Астрахани, после событий в Тутаеве, когда разгорелся скандал вокруг подсчета голосов? Исключать их, конечно, было нельзя, но нельзя было и сбросить со счета немалые успехи в демократизации региона, практику честных выборов и уважения к институтам власти. И это решительно перевесило чашу весов в пользу цивилизованных методов борьбы.
Произошло в нашей области то самое угадывание потребностей времени, которое уже оценено по достоинству. Стихийная демократизация, уже оформляющаяся как система, то есть вырабатывающая правила действия, цивилизованного давления на власть в общих интересах, – залог того, что есть потенциал для придания динамики развитию страны. Не красивые декларации это уже, а пространство для созидательного приложения умений и энергетики людей, реальная демократия… Или – уж точно – демократизация. Прямо как во времена Минина и Пожарского в 1612 году. Ополчение было нижегородским только по признаку «пункта отправления», а главные и решившие судьбу страны силы в него влились именно в Ярославле – факт исторический. И та инициатива дала новое качество государственности России – на тогдашнем историческом рубеже…
Сейчас на повестке дня аналогичная задача – сделать свободу граждан способом модернизации. И дебют, говоря шахматным языком, разыгран удачно. Хотя и не в столице, а «всего лишь» в ярославском городке Тутаеве.
Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/ny7r/











Комментарии: