Главное:
1815

По жизни как по минному полю

Ярославские онкологи стали лауреатами всероссийской премии In vita veritas (Истина – это жизнь)

– А какой диагноз? – человек в синей медицинской униформе знаком приглашает садиться, завершая разговор по телефону. Выслушав, огорченно резюмирует: – М-да, это практически четвертая стадия рака. Но привозите – посмотрю. Обнадеживать не хочу, но сделаю все, что в моих силах. Правда, доставить такого больного из Перми в Ярославль вам будет трудновато.

Предпочел Ярославль Москве

Я удивляюсь вслух:

– Аркадий Львович, неужели пациенты к вам едут со всей России?

– Ну, может, и не со всей, но приезжают из ближних регионов, в том числе Москвы, Санкт-Петербурга, и из дальних. Сарафанное радио работает.

И рассказал – одну из многих! – историю человека, который благодаря своей удивительной воле к жизни оказался сильнее обстоятельств. В родной Костроме этому мужчине, едва разменявшему шестой десяток, долго не могли поставить правильный диагноз. От чего только ни лечили, а боль в горле все не проходила, нарастала. Наконец выяснилось, что это рак. Второй стадии – считали местные онкологи. Уже четвертой – определил Аркадий Клочихин, когда больного привезли к нему. Позднее выявление рокового недуга сегодня, увы, не редкость: высококвалифицированных специалистов меньше, чем хотелось бы.

Больной прошел курс лучевой терапии в одном из ведущих онкологических центров страны. Его врачевали по новейшей методике, согласно которой перед облучением опухоли тело пациента предварительно нагревают в специальной горячей ванне – считается, что это увеличивает радиологическую чувствительность опухоли. К сожалению, рак не поддался. А тяжелейшие для организма процедуры спровоцировали развитие тромбоза бедренной артерии. Чтобы спасти больного, ему ампутировали ногу. В Ярославль к Клочихину он приехал в инвалидной коляске похудевшим почти на 50 кг. И с неизлеченной злокачественной опухолью гортани. Ее удаление грозило лишить его голоса и нормального дыхания, сделав узником домашних стен, навсегда поставив крест на карьере, а страдалец мечтал вернуться к своей преподавательской работе! Прооперированный Аркадием Львовичем, он первое время шел по жизни, как по минному полю. Перенес слишком много разочарований и боялся, что надежда в очередной раз его обманет.

С тех пор минуло уже несколько лет. Костромич вернулся к активной жизни – преподает, занимается научной деятельностью. И давно не ездит в инвалидной коляске – заказал себе протез и ходит ногами.

– Все наши пациенты – очень несчастные люди. После удаления гортани по поводу рака больные, как правило, теряют способность говорить и нормально дышать. Они дышат через трубочку в горле – трахеостому. Наш метод позволяет предотвратить потерю голоса, а если это все же случилось, восстановить его, – объясняет Клочихин.

Автор методики трахеопищеводного шунтирования с использованием голосовых протезов, позволяющей восстановить утраченный голос у абсолютного большинства раковых больных, – один из ведущих российских онкологов, член-корреспондент РАМН Владимир Ольшанский. Лауреат Государственной премии Виктор Кешелава дополнил перспективную идею. Работая над диссертацией, Аркадий Клочихин в течение трех лет занимался апробацией этой методики в научно-исследовательском онкологическом институте им. Герцена – ведущем медицинском центре страны. Ему предлагали остаться в столице – перспективы открывались просто-таки блестящие. Отказался. Решил, что в Ярославле будет нужнее. Ведь сегодня рак гортани у мужчин уже выходит на четвертую позицию среди онкологических заболеваний (курение – фактор риска!). Болезнь стала протекать стремительнее и тяжелее – превалируют агрессивные формы рака, которые еще десятилетие-два назад считались скорее исключением из правила.

– У одного из наших больных последовательно возникли четыре локализации раковой опухоли, – рассказывает Аркадий Львович. – Сначала мы удалили ему новообразование на верхней челюсти и запротезировали эту зону так, что пациент мог разговаривать и принимать пищу. Затем у него обнаружилась злокачественная опухоль почки – вырезали ее. Спустя некоторое время был по­ставлен диагноз «рак нижней челюсти». Снова операция и титановый имплант. Последней стала опухоль гортаноглотки. Ее вылечили химиолучевым методом, без операции. После этого пациент живет уже больше пяти лет.

Творчески развивая идеи своих научных руководителей, Аркадий Клочихин получил 5 авторских свидетельств и 16 патентов на изобретения. Спасать больных, используя последние медицинские новации, для него дело семейное – еще его отец, будучи простым лор-врачом в Угличе, в свое время первым в Ярославской области провел операцию по удалению гортани на базе центральной районной больницы.

Обошли столичного академика

В этом году коллектив специалистов центра «Голова–шея» областной онкологической больницы под руководством профессора Клочихина стал лауреатом всероссийской премии «За достижения в области онкологии»(In vita veritas) в номинации «онкохирургия». Это три хирурга – сам Аркадий Львович, его сын Михаил, Андрей Чистяков, плюс два анестезиолога-реаниматолога – Дмитрий Лилеев, Андрей Смирнов.

В конкурсе участвовали видные представители сообщества врачей-онкологов из более чем 60 регионов России – от Хабаровска до Калининграда. Были в их числе и представители крупнейших столичных клиник. Ярославцы обошли всех, в том числе занявших вторую позицию в рейтинге группу специалистов, возглавляемую членом-корреспондентом РАМН, руководителем отделения хирургии аорты и ее ветвей РНЦХ им. академика Б.В. Петровского РАМН Юрием Беловым.

– Мы презентовали методику лечения опухолей головы и шеи посредством оперативных вмешательств с использованием биосовместимых полимерных материалов. Протез из них фактически является каркасом, на котором формируется новый орган. Кроме того, он еще и ускоряет процесс регенерации, так что заживление идет гораздо быстрее, – гордится Аркадий Клочихин.

Но для того чтобы обеспечить перспективным направлениям в онкологии более широкое применение, необходимо ускорить модернизацию соответствующей службы региона. Задача первостепенной важно­сти, ведь Ярославская область устойчиво входит в десятку самых неблагополучных в России по онкологической заболеваемости. Ежегодно выявляется порядка 5 тысяч новых раковых больных, причем немногим менее трети – в запущенных стадиях. Каждый год роковая болезнь «скашивает» более трех тысяч ярославцев. Две тысячи становятся инвалидами.

К сожалению, по уровню развития онкологической службы мы пока отстаем от многих регионов России, где сделали ставку на строительство современных мощных центров, оснащенных по последнему слову медицинской науки. Да, эндоскопиче­ское отделение благодаря закупкам дорогостоящего оборудования в последнее время очень серьезно продвинулось. После многолетних мытарств достроен наконец каньон для размещения линейного ускорителя, предназначенного для проведения лучевой терапии больных.

Но к строительству нового хирургического корпуса областной онкологической клиники с централизованным блоком европейского уровня, рассчитанным на проведение до 5000 операций ежегодно, планируется приступить не ранее чем через два года.

– Я побывал в новых центрах Саратова и Казани, проходил стажировку в онкологической больнице в Германии и убежден, что Ярославлю с точки зрения развития онкологической службы еще расти и расти, – констатирует Аркадий Львович.

А ведь несколько лет назад директор Федерального агентства по высокотехнологичной медицинской помощи Валерий Чиссов говорил о возможности открытия в нашем областном центре филиала Российского онкологического научного центра имени Н.Н. Блохина РАМН. Когда осуществятся эти планы?

Врио Господа Бога

Центр «Голова–шея» был создан в 2000 году, первые шесть лет количество операций постоянно увеличивалось и с первоначальных двухсот к середине нулевых выросло до тысячи в год. А потом кривая пошла вниз. Сейчас оперблок всего один, число специалистов сократилось, в результате в прошлом году центр смог осуществить лишь порядка 300 оперативных вмешательств. На базе одного отделения лечатся больные, у которых диагностированы опухоли легкого, молочной железы, головы и шеи. Локализация опухолей абсолютно разная, микрофлора тоже. Любой специалист скажет, что концентрация столь разных патологий в одной зоне нежелательна.

К сожалению, отнюдь не в «оранжерейных» условиях трудятся специалисты, уровень которых столь высоко оценен на российском уровне. А скольких душевных сил стоит работать с этой категорией пациентов!

– Готовясь к операции, которая может лишить их голоса и дыхания, раковые больные нередко пребывают в страхе и смятении. Им необходима психологическая поддержка, но соответствующего специалиста у нас в отделении нет, – переживает Клочихин. – А после оперативного лечения требуется длительная реабилитация, которой раньше занимались государственные учреждения. Теперь нередко пациенты предоставлены сами себе.

В онкологии много деталей, в которых согласно француз­ской поговорке прячется «дьявол». Лучшие ярославские врачи научились ему противостоять. Но, увы, многие больные слишком долго бредут к ним «по минному полю». Только золотые руки хирургов зачастую искупают недостатки организации службы в целом. Нашим врачам лучше, чем кому-либо другому, известно, каково быть врио Господа Бога на этой грешной земле.

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n13gu/
Ярославльстроительство

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость