Главное:
177

Малый бизнес на малой родине

В одном из недавних номеров мы писали о том, что программа поддержки малого и среднего бизнеса в области забуксовала на муниципальном уровне. Местные власти не возражали против развития предпринимательства на своих территориях, но закладывать в бюджеты деньги на эти цели не спешили. Кто-то «откупился» символической суммой – и честно признался, что сделал это для проформы, кто-то вообще не дал ни копейки.
Один к четырем
Такое прохладное отношение местных властей могло серьезно затормозить развитие предпринимательства не только в муниципальных образованиях, но и во всей области. Дело в том, что программа предполагает пропорциональное софинансирование из трех бюджетов – муниципального, областного и федерального. Проще говоря, если район вложит в развитие малого и среднего бизнеса копейки, то из областного бюджета получит на эти цели немного. А от того, сколько денег в целом выделит регион, зависит сумма, которую он получит на поддержку предпринимательства из федерального бюджета: на каждый «региональный» рубль приходится четыре «федеральных».
Поэтому за последний месяц с главами муниципальных образований провели разъяснительную работу. По словам заместителя директора департамента промышленности, предпринимательства, потребительского рынка и туризма Ярославской области Александра Рябухина, акцент в разъяснениях был сделан на том вкладе, который малый бизнес может внести в решение проблем каждого конкретного района. Точнее, как он может поднять уровень жизни населения на своей территории.
У нас же часто бывает так: на десять деревень – одна парикмахерская. И есть желающие открыть еще три, но... нет ни стартового капитала, ни помещения, ни опыта. Или другой пример: народ привык платить за услуги ЖКХ много, а получать взамен мало. Создание в малых городах области ТСЖ или управляющих компаний позволит и качество обслуживания повысить, и суммы в квитанциях уменьшить. Но опять же: потенциальные потребители услуг не верят, что означенная реорганизация преследует благие для них цели, а потенциальные создатели опасаются ввязываться в незнакомое дело.
Работа департамента имела успех. Судя по тому, что в Гаврилов-Ямском районе финансирование программы увеличилось в 1,5 раза, в Некоузском – в четыре раза, в Переславском – в пять, а в Большесельском – в шесть, в части активности муниципальных властей процесс сдвинулся с мертвой точки.
Берите деньги, Шура!
Теперь – о возможностях, которые открывает программа перед потенциальными предпринимателями. Они, эти возможности, сегодня значительно расширились.
Первоначальный грант на открытие своего бизнеса увеличился с нового года с 250 до 300 тысяч рублей. Если эти деньги начнут приносить доход, начинающий бизнесмен может претендовать на льготные условия кредитования. Один миллион рублей сроком до года под 15% годовых – сегодня таких кредитов не выдает ни один банк. Особенно начинающим бизнесменам, у которых еще и кредитной истории-то нет.
Тем, кто резко меняет сферу деятельности, к примеру уходит из торгово-закупочной в производственную и инновационную, государство готово компенсировать процентную ставку по кредитам в размере двух третей ставки рефинансирования ЦБ.
Еще один подводный камень – залог для получения ссуды на открытие своего дела. Когда из всех капиталов у бизнесмена – только светлая голова, ему приходится просить помощи у поручителей. Теперь же таким помощником может стать правительство области, предоставив поручительство в размере до 50% от суммы обязательств. Конечно, нужно думать и о второй половине, но думать в бизнесе и в принципе не вредно...
Среди других преференций – компенсация за выставочную деятельность. Сегодня предприниматель может рассчитывать на сумму до 20 тысяч рублей, если представит документы о том, что он потратился на демонстрацию своих товаров или услуг за пределами региона. Сейчас в правительстве области рассматривается вопрос о том, чтобы с нового года увеличить эту сумму в 2–2,5 раза.
И, конечно же, наше региональное отличие – бизнес-инкубатор: участник этой программы на два года получает в аренду на льготных условиях все необходимое для ведения дел – офис, мебель, оргтехнику, связь. И только на третий год платит «по полной».
Финансы – наши, риски – ваши
Единственное, о чем предупреждают предпринимателей, желающих воспользоваться этими льготами, – все риски по бизнесу достаются им.
– Мы создаем возможности, но не даем гарантий, – замечает Рябухин. – Не всякий человек, участвующий в программе, станет преуспевающим бизнесменом. Но мы говорим сомневающимся: лучше сегодня рискнуть, имея государственную поддержку, чем завтра ставить на карту собственные, кровно нажитые средства, с гораздо меньшими шансами на успех.
По словам заместителя директора департамента, у программы поддержки малого и среднего бизнеса есть две группы целей. Первая понятна: обеспечить людям самозанятость, перевести их из статуса просителей в разряд создателей ВВП. Вторая группа целей значительно интереснее. Не секрет, что малый бизнес в России и в экономически развитых странах – очень разные вещи. Если у нас в девяностые годы развивалась в основном сфера торгово-закупочной деятельности, то «у них» большая часть малых предприятий обеспечивает работу крупных, зачастую технологически весьма продвинутых компаний. Сегодня крупный бизнес в России меняется в сторону уменьшения затрат, главным образом за счет оптимизации технологических процессов. Времена предприятий-гигантов, которые на входе получали сырье и энергию, а выпускали, допустим, самолеты, уходят в прошлое. Уже через несколько лет услуги малого и среднего бизнеса, способного стать равным партнером хоть завода, расположенного через дорогу, хоть транснациональной корпорации, могут быть востребованы очень широко. И победит в этой гонке, естественно, тот, кто раньше стартует.
Анатолий КОНОНЕЦ

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n13wh/
ЖКХ

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость