Главное:
178

Выпадающее звено

ЖКХ – волнующая тема. И, на сегодняшний взгляд, неисчерпаемая. Вот уже второй десяток лет за стенами многоквартирных домов продолжают бушевать коммунальные страсти: то чуть притухнут, то вновь разгорятся. Может, различным ведомствам и службам, отвечающим за состояние жилого фонда, недостает слаженности? Рассмотрев ситуацию, Общественная палата Ярославской области выступила как объединитель государственных, муниципальных и частных структур, представленных в жилищно-коммунальной сфере. Теперь главный вопрос: поддержат ли жители. Ведь именно они – важнейшее и зачастую выпадающее звено управления отраслью.
Участники пленарного заседания Общественной палаты 18 декабря все, как один, высказались за комплексное решение проблем ЖКХ. Иначе заметных успехов не жди – прозвучало на пленуме.
Хотя вниманием отрасль не обделена. Однозначно: на этом плацдарме задействован 22-тысячный отряд специалистов – куда больше. Здесь так или этак реализуется внушительное количество областных и муниципальных программ. Правда, областная целевая программа реформирования жилищно-коммунального хозяйства Ярославской области на период до 2014 года пока что представлена на уровне концепции: разработчиков сдерживает отсутствие федеральной программы. Но ряд перспективных проектов, например связанных с оснащением котельных когенерационными энергетическими установками, давно в работе.
Впрочем, членов Общественной палаты трудно упрекнуть в предвзятости. В резолюции заседания была отмечена действующая система социальной защиты малообеспеченных слоев населения, включающая значительное уменьшение доли допустимых расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. И прямые субсидии на оплату ЖКУ. И то, что «повышение ставок и тарифов проводится в жесткой увязке с темпами роста доходов населения».
Отдельной похвалы удостоились достижения капитального ремонта многоквартирных домов, модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, газификации жилищного фонда, другие полезные дела. Тут своя тонкость. Ох, не случайно их развели с социальным блоком мероприятий. По мнению выступавших, частенько запаздывают они, отчего эффект половинчатый. Взятые в отдельности – не вызывают критики. А при наложении заставляют досадливо морщиться: куда же раньше-то, мол, смотрели ответственные организации. Взаимодействовать надо!
Интересно, что разговор в основном сосредоточился на двух предметах – ремонте домов, финансируемом в порядке исполнения 185-го федерального закона, и установке приборов учета. Оба русла, по которым текло обсуждение, периодически сливались, тогда проявлялась неожиданная картинка.
– Вот мы говорим о значении энергосбережения для развития ЖКХ. Но 185-й закон практически не используется для установки в домах счетчиков, – заявил зам­пред комиссии Общественной палаты по вопросам местного самоуправления Анатолий Упадышев, за время подготовки заседания глубоко погрузившийся в тему жилищно-коммунальной реформы.
Другой участник пленума, директор департамента жилищно-коммунального хозяйства и инфраструктуры Ярославской области Александр Лебедев согласился: да, нестыковки в реформировании отрасли есть. Что ж, давайте разберемся, в чем все-таки главная причина, тем более что случай-то типичный. Реализуется программа капремонта – важное дело? Безусловно. Теперь возьмем счетчики – нужны они? Кто спорит. Однако жильцы дома сами выбирают, каким работам отдать предпочтение. Общедомовым приборам учета могут предпочесть, к примеру, современные, более дорогие, трубы водоснабжения. Их право. Но сейчас принимается федеральный закон, по нему приборы учета будут в обязательном порядке устанавливаться во вновь строящихся домах. То есть такая политика проводится и будет проводиться дальше.
Парадокс: жители многоквартирных домов, вою­я с чиновниками за свои интересы, отстаивая свою правду, почему-то именно себя исключают из системы принятия решений. Ведь сколько попорчено нервов в борьбе с произволом при оплате общедомовых нужд (ОДН)! А этот ларчик не откроешь без участия жильцов дома. Слаженности в работе ведомств и служб не добьешься, если граждане не проявляют активность.
Генеральный директор ОАО «Ярославская сбытовая компания» Виктор Касиванов сообщил: многие управляющие компании завышают плату по статье «общедомовые нужды». Они же тормозят установку приборов учета: невыгодно. Без точных показателей энергопотребления проще списывать корпоративные огрехи на пользователей жилья. Как выйти из этого круга? Виктор Касиванов дает инструктаж: договоры на обслуживание домовых электросетей следует заключить напрямую со сбытовой компанией. Уж она не подведет: обеспечит счетчиками, проверит сети, выявит конкретные причины сверхлимитных трат на ОДН. Затем восстановит баланс между потреблением и оплатой. Опыт имеется.
Ясная, короче, откроется перспектива. Но где взять таких жильцов, чтобы они в одном лице были еще и организаторами, агитаторами и администраторами. Где им разжиться лишним временем, чтобы не в ущерб основной работе? Общественная палата ненавязчиво предлагает вариант – создание в сфере управления и эксплуатации многоквартирных домов саморегулируемых организаций. Они проконсультируют собственников жилья в выборе управляющей организации, помогут составить договор. Одна подобная организация уже есть в Ярославской области.
Владимир СЫРЦОВ

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n149x/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость