Саморегулятор ответственности

В конце прошлого года в Ярославской области была образована одна из первых в стране саморегулируемых организаций в сфере ЖКХ – СРО «Некоммерческое партнерство «Ярославия». Правительство Ярославской области стало инициатором ее создания и сейчас готовит проект соглашения, которое определит порядок взаимодействия органов государственной власти с управляющими компаниями, работающими в сфере ЖКХ.

331

В конце прошлого года в Ярославской области была образована одна из первых в стране саморегулируемых организаций в сфере ЖКХ – СРО «Некоммерческое партнерство «Ярославия». Правительство Ярославской области стало инициатором ее создания и сейчас готовит проект соглашения, которое определит порядок взаимодействия органов государственной власти с управляющими компаниями, работающими в сфере ЖКХ.
Уроки второго кризиса – государство окончательно уходит от чересчур либеральной, практически не регулируемой им модели экономики. Еще после 1998 года оно разработало механизм собственной «включенности» в работу стратегических отраслей. Второй кризис показал, что этого недостаточно. Сейчас на уровне пилотных проектов активно отрабатываются новые решения по регулированию рынка. Причем ставка сделана не столько на вмешательство извне, сколько на саморегулирование отрасли изнутри. Опробуются как относительно жесткие, так и весьма мягкие варианты. Ярославский регион – один из самых активных «пилотов».
Интенсивно процесс саморегулирования идет в строительстве.
– Практически все крупные и значимые компании строительного комплекса уже вступили в восемь некоммерческих партнерств, которые получили или в ближайшее время получат статус саморегулируемых организаций (СРО), – рассказал первый заместитель директора департамента строительства области Алексей Жезлов. – Система саморегулирования дает возможность самим организациям строительного комплекса формировать правила игры на отраслевом рынке.
Формально члены СРО могут следить только за качеством выполнения работ. Но численность компаний, их общее влияние и наличие гражданско-правовых механизмов дают более широкие возможности для саморегулирования. По словам Алексея Владимировича, рынок очищается от фирм-однодневок. Отлаживается процесс его взаимодействия с органами власти. В феврале были подписаны соглашения между департаментом строительства и некоммерческими партнерствами, получившими статус СРО, о взаимодействии по ряду вопросов, в частности в разработке нормативных актов, применении технологий энергоэффективности. Впоследствии возможно подписание единого унифицированного документа, задающего алгоритм развития всей строительной отрасли на территории области.
По мнению представителя межрегионального объединения строителей Владимира Липанова, саморегулирование должно быть более требовательным, порог «вхождения» на рынок более высоким, чем происходит на практике, иначе вся эта благая идея теряет смысл:
– Принцип, заложенный в основе новой системы и обеспечивающий коллективную ответственность профессионального сообщества за производимый им продукт, по сути своей, правилен, объективен. Не государство должно отвечать перед дольщиками, покупателями квартир, а сами участники рынка.
В соответствии с этим принципом допуск на строительный рынок получают только члены СРО. Все они связаны коллективной – субсидиарной – ответственностью. Если кто-то из участников организации допустил брак, а то и вовсе смошенничал, а взыскать с него ущерб по суду нельзя – за «паршивую овцу» платят остальные. А отдуваться за халтурщиков кому же хочется! Вот и проведут добросовестные строители чистку рядов.
Изначально в саморегулируемые организации принимали только самых надежных. По словам Владимира Николаевича, лицензированных строительных предприятий в нашем регионе было порядка 4000, допуск в СРО, а значит – и к отраслевому бизнесу, после жесткого отбора, включавшего четыре экспертизы, получили 1000. Одной из причин стало то, что далеко не всем фирмам оказалось по силам внести 100 тысяч рублей в качестве вступительного взноса и еще 300 тысяч – в компенсационный фонд.
Три четверти участников рынка остались за бортом? Отнюдь! Многие из них начали создавать свои некоммерческие партнерства с более либеральными условиями приема в члены. Процесс пошел такими темпами, что Национальное объединение СРО в строительстве обратилось к председателю Правительства РФ с просьбой приостановить неконтролируемое клонирование организаций. Так что вопрос о том, как методом саморегулирования защитить рынок от недобросовестных участников, но в то же время не превратить его в новую препону для развития конкуренции, по-прежнему открыт.
– Процесс саморегулирования идет активно, но еще не все его нюансы абсолютно понятны, – осторожно прокомментировал ситуацию Алексей Жезлов. – Не до конца определены роли всех сторон, в нем участвующих. Только практика сможет выявить все достоинства и недостатки нового механизма.
Параллельно процесс саморегулирования запущен в сфере ЖКХ. К этому подтолкнули многочисленные нарушения, уже допущенные частными управляющими компаниями. Ярославская область – один из первых регионов, где была создана самоуправляемая организация в этой отрасли. Зарегистрированная в декабре прошлого года, спустя два месяца она вошла в состав национальной ассоциации.
– Если в строительстве допуск на рынок в соответствии со 148-м федеральным законом осуществляется только через СРО, то в недвижимости вступление в саморегулируемые организации по 315-му федеральному закону – сугубо добровольное, – поясняет председатель наблюдательного совета СРО «Некоммерческое партнерство «Ярославия» Таисия Ермолина. – Сейчас в нашей организации 29 членов. Представлено большинство муниципальных образований, но самые крупные управляющие компании Ярославля пока взяли тайм-аут.
Перед вступлением была проведена оценка претендентов. По словам Таисии Николаевны, можно спорить – достаточная или нет, но она была. Например, одно из условий членства – своевременные расчеты с поставщиками услуг. Причем в некоторых случаях партнерство готово стать финансовым поручителем в ситуациях, когда управляющая компания сама не может в данный момент расплатиться. В наблюдательный совет СРО вошли представители органов государственной власти региона.
– Именно профессиональное сообщество должно давать допуск участникам рынка для ведения бизнеса «на своей отраслевой территории» в соответствии с установленными стандартами. Ведь жилые здания оборудованы сложными инженерными системами, которые должны обслуживать специалисты. Неграмотная эксплуатация газового, электрического и иного оборудования поставит под угрозу безопасность жильцов. Мое мнение: добровольное саморегулирование – это только первый этап, – высказывается Таисия Ермолина. – Когда будет наработана нормативно-правовая база и отлажены механизмы взаимодействия между собственниками, управляющими компаниями и государством, целесообразно было бы перейти на такое же обязательное саморегулирование, как в строительной отрасли.
Таким образом, государство, порвав с доктриной «либерального неконтролируемого капитализма», не хочет становиться цербером рынка, тем более что это неэффективно да еще и чревато ростом коррупционных рисков. Станет ли в этой ситуации система передачи государством функций контроля на «аутсорсинг» отраслевым объединениям палочкой-выручалочкой? Какое саморегулирование покажет себя лучше – обязательное или добровольное? Пока вопросов больше, чем ответов. Одно несомненно – кооперация участников рынка, которая может играть роль своего рода картельного соглашения, заставляет собственников квартир, покупателей недвижимости, то есть потребителей, тоже объединяться и создавать общественные организации для защиты своих интересов.
Ольга ПЕТРЯКОВА

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n14y3/
ЖКХ

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость