Точка сопротивления
Осада Ярославля польско-литовскими интервентами в мае 1609 года – пожалуй, самая трагичная страница в истории нашего края. А освобождение города от оккупантов – генеральная репетиция освобождения Москвы в 1612 году.
Осада Ярославля польско-литовскими интервентами в мае 1609 года – пожалуй, самая трагичная страница в истории нашего края. А освобождение города от оккупантов – генеральная репетиция освобождения Москвы в 1612 году.
О начале осады
Широкое продвижение интервентов на север началось в октябре 1608 года. Без боя они взяли Переславль. Ростовчане сопротивлялись, но были разбиты 11 октября 1608 года.
Ярославцы также сначала решили оказать вооруженный отпор, но «средний класс» – торговцы, ремесленники, иностранные купцы – не захотели терять своих богатств, так как в случае поражения Ярославль ждала судьба Ростова. И сдали город без боя. Часть из них перешла на сторону интервентов.
Руководители польских отрядов, находившихся на захваченной территории, постоянно требовали продовольствия и денег. Конечно, оставляли «охранные грамоты» с указанием, кем, сколько и для чего взяты средства у ярославцев, чтобы другие польские военачальники уже не брали здесь больше ничего, но это не помогало. Грабежи сопровождались насилием.
Глухой ропот ярославцев иногда сменялся диверсиями. В декабре 1608 года в город прибыл отряд пана Лисовского. Ночью, когда интервенты уснули, ярославцы многих порезали и убили. Но утром оставшиеся в живых беспощадно расправились с горожанами.
Оккупация продолжалась недолго. В феврале 1609 года воевода Никита Вышеславцев возглавил в Вологде ополчение для освобождения Ярославля. И 7 апреля близ села Егорьевского (Григорьевского) разбил войско поляков, высланное ему навстречу из Ярославля.
Потеря важного стратегического объекта встревожила интервентов. 30 апреля поляки снова вернулись и осадили Ярославль. Осада длилась до 22 мая 1609 года. Эти дни оказались самыми страшными в истории города.
О предательстве
В ночь на первое мая интервенты ударили по Знаменской (Власьевской) башне. Горожане бросили туда все силы, частично оголив гарнизоны, которые удерживали другие башни.
Этим воспользовался служка Спасского монастыря Григорий Каловский, который открыл полякам ворота Семеновской башни (она располагалась на месте нынешней Красной площади).
– Современные историки сомневаются, существовал Каловский на самом деле или нет, – предупреждает доцент кафедры отечественной истории ЯГПУ Николай Дутов. – Возможно, это просто легенда.
Так или иначе, поляки ворвались в Земляной город. Одна часть жителей успела скрыться в Рубленом городе и за стенами Спасского монастыря, другая была перебита.
Враги разоряли все на своем пути. Были сожжены мужской Николо-Сковородский монастырь, женские Вознесенский и Рождественский, Власьевская церковь. Толгский монастырь подвергся особенно жестокому испытанию: прежде чем его сжечь, поляки убили 46 иноков, которые скрывались в храме.
– В литературе часто пишут о том, как поляки жгли город, но я считаю, что и сами ярославцы внесли сюда свою лепту, – рассуждает Николай Дутов. – Как мне кажется, они использовали тактику, сложившуюся многие столетия назад. При подходе противника покидали территории и уничтожали свои дома, чтобы враг не мог ничем воспользоваться.
О мести
– Есть такая легенда: самый авторитетный иностранный купец, живший в Ярославле, немец Иоахим Шмит перешел на сторону поляков. Когда те, начиная осаду, предлагали ярославцам сдаться, они послали к ним Шмита для переговоров, – рассказывает Дутов. – Горожане искупали его в кипящем меду и сбросили тело с крепостных стен. Тем самым показав свои намерения относительно предателей.
Поляки несколько раз нападали на Ярославль, сражения были жесточайшими. Много сил и людей потеряли и интервенты, и обороняющиеся. Порох и еда в городе заканчивались.
Тем не менее горожане продолжали отстаивать Ярославль. И даже совершали ночные вылазки в тыл врага.
– Поляки сами вспоминали, что неожиданно в их тылах появлялись русские. Палили дома, убивали самих интервентов, а потом исчезали, – говорит историк. – В связи с этим возникает вопрос: а были ли подземные ходы в Ярославле? Конечно, были. Другое дело, что до наших дней они не сохранились.
В итоге в ночь на 23 мая 1609 года враги отступили.
– Они просто тихо-мирно ушли, опозорившись, – подчеркнул Николай Дутов.
О сильных духом
Историки утверждают, что эта победа сыграла решающую роль в дальнейших событиях.
– Ярославль стал центром притяжения свободных сил Северо-Восточной Руси. И когда ополченцы 1612 года думали, куда пойти, где формировать отряды, то вопрос решился быстро – в Ярославле, – рассуждает Дутов. – Здесь к тому же были деньги, богатое купечество.
С ним согласен и кандидат исторических наук, директор областной библиотеки им. Некрасова Дмитрий Полознев:
– Из всей истории Смуты меня больше всего потряс 1609 год. Город горит, сопротивление ярославцев происходит буквально на пятачке. Очень драматичное событие. Но, победив врага, Ярославль стал особенным местом, энергетической точкой. Отсюда могло пойти сопротивление, чтобы освободить Москву. И в 1612 году именно отсюда и пошли Минин и Пожарский
Помощь свыше
Ярославцы считали, что выдержать осаду им помогла Казанская икона Божией Матери.
На сегодняшний день есть множество интерпретаций той легенды. Вот одна из них: в 1558 году в Казанской губернии жил уроженец Романова (Тутаева) Герасим. У него сильно болела правая рука. Однажды, когда он в очередной раз просил у Бога исцеления, к нему явилась сама Богоматерь. Она повелела ему купить икону Казанскую, отвезти ее в Романов, в храм Рождества Богородицы, и самому вернуться жить к себе на родину. Пообещав, что от иконы будет много чудес.
Герасим купил икону и исцелился. Обрадовавшись, он отвез ее в Романов.
В 1609 году поляки и литовцы напали на город, и один из них, православный Яков Любский узнал об иконе и забрал ее себе. Когда интервенты пришли в Ярославль, жители узнали, что у Любского находится образ, и стали просить, чтобы он отдал его им. Любский не соглашался. Тогда земский староста Ярославля Василий Лыткин пообещал Любскому поставить икону в ярославский храм и вечно в нем поминать имя его. Любский согласился (а по другим сведениям – просто продал икону Лыткину).
Во время осады икона хранилась в церкви Рождества Христова. И когда начались самые жестокие бои, дьякону Воздвиженской церкви Елеазару было видение, в котором ему повелевалось внушить ярославцам, чтобы они дали обещание построить в честь иконы храм.
Горожане обрадовались видению и, конечно, пообещали. Интервенты отступили, люди приписали это действию чудотворной иконы и в 1610 году построили деревянную церковь в честь нее. Туда сразу же пришли жить 72 монахини из монастыря Рождества Богородицы, который сожгли поляки. Так и было положено начало Казанскому женскому монастырю.
Сейчас от иконы осталась только живописная рама. Сам образ бесследно исчез в 1930-х годах вместе с другими святынями монастыря.
Екатерина АБРАМОВА
Комментарии: