Александр Русаков: «Остаюсь бойцом, становлюсь политиком»

Ректор ЯрГУ подвел итоги пятилеткиНе далее как неделю назад Александр Русаков был избран на второй срок в качестве ректора университета имени П.Г. Демидова. Сразу же после выборов Александр Ильич рассказал «Ярославскому Региону» о трех ипостасях руководителя вуза, об абитуриентских «провалах» и важности государственного образования.

984

Ректор ЯрГУ подвел итоги пятилетки

Не далее как неделю назад Александр Русаков был избран на второй срок в качестве ректора университета имени П.Г. Демидова. Сразу же после выборов Александр Ильич рассказал «Ярославскому Региону» о трех ипостасях руководителя вуза, об абитуриентских «провалах» и важности государственного образования.
– Александр Ильич, когда вас пять лет назад избрали ректором, вы в одном из интервью сказали, что человек, занимающий этот пост, должен быть ученым, бойцом и менеджером. Это мнение не изменилось?– Теперь я бы добавил, что ректор должен быть политиком. В вопросах образования не всегда следует идти напролом. Потому что прямой путь – не всегда самый короткий, и потому нужно уметь искать обходные пути, компромиссы. Это, конечно, очевидные вещи, но тогда я думал, что без них в сфере образования и науки удастся обойтись. Оказалось, нет.
– Но если человек хороший дипломат, то зачем ему быть бойцом?– А с бойцом люди легче идут на компромиссы.
– Известно одно из ваших программных заявлений о том, что цель вуза – не только учить студентов получать научные результаты, но и превращать их в коммерческий продукт. Что это значит?– Понятно, что не каждый научный результат превращается в коммерческий продукт. Но надо стремиться к этому, быть ближе к реальности. Тем более что с появлением новых направлений в ярославской промышленности, развитием фармацевтического, авиационного и других кластеров внедрять результаты прикладных исследований на территории региона стало проще. Полагаю, что для этих направлений нам и нужно готовить специалистов.
– Уже есть какие-то результаты применения идей ваших студентов в бизнесе или промышленности?– Сейчас мы над этим работаем, в рамках действия ФЗ №217 от 2009 года. Согласно ему университету позволено быть учредителем хозяйственных обществ, которые занимаются внедрением результатов интеллектуальной деятельности. Думаю, вскоре некоторые наши разработки – в области радиофизики, компьютерных технологий, социально-культурного туризма – будут воплощены в жизнь. Очень надеюсь, что ряд задач мы будем решать и в интересах серьезных государственных организаций.
– Давайте перейдем от успешных выпускников к не очень успешным абитуриентам. В своей программе вы отмечаете серьезную проблему: уровень знаний потенциальных студентов все чаще не отвечает минимальным требованиям для качественного усвоения университетского курса. В чем причина такой ситуации?– Я думаю, что это общесистемный кризис, который связан с очень резким внедрением не только ЕГЭ, но и системы показателей, на основании которых оценивается труд учителей. Дело не в том, плох ЕГЭ или хорош, на самом деле он более или менее отражает реальную ситуацию со знаниями. Дело в том, что он стал почти единственным индикатором и показателем качества обучения.
Ведь от того, сдадут ли дети ЕГЭ и как сдадут, зависит судьба школы – сколько сюда придет учеников, сколько школе дадут денег. Педагоги вынуждены делать так, чтобы их дети максимально успешно сдавали единый гос­экзамен. Допустим, в ЕГЭ по математике не предусмотрены доказательства, и в школе их могут обходить стороной. Получается ситуация, когда учат только для того, чтобы отчитаться.
– Может, и бюджетные места в вузах сокращают, чтобы их не занимали те, у кого слабые знания, зато неплохой балл по ЕГЭ?– Нет, во-первых, сокращение – это ответ государства на демографию. Во-вторых, сокращаются в основном профессии, которые не являются приоритетными для настоящего периода развития страны. Есть сформулированное понятие приоритетов. На сегодняшний день это инженерная, аэрокосмическая области, биомедицинские и информационные технологии.
– А экономика?– А вот как раз экономики нет в этом списке, так же как и социальной работы, юриспруденции, хотя это вовсе не значит, что люди не идут на эти специальности. И вот тут появляется противоречие – именно сектор неприоритетных на сегодня областей занят негосударственными вузами. А потому, сокращая количество мест в бюджетных организациях, мы отнюдь не решаем проблему общества, которое все равно голосует за выбор именно этих специальностей.
– Сколько бюджетных мест в этом году было сокращено в вашем университете?– Мы потеряли около 70 мест. Почти полностью в гуманитарном блоке – это экономические специальности, психология, политология и, к сожалению, юриспруденция.
– Существует ли в Ярославской области такая ситуация, когда коммерческие вузы делают свое обучение дешевле государственного?– Разумеется. Они все делают дешевле. Те же юристы, экономисты идут к ним. Но я беспокоюсь не о том, что к нам никто не пойдет. Конечно, пойдут. Беспокоит то, что если стоимость обучения низкая, то речь идет о некачественной работе, о невыполнении госстандарта.
– Совершенно точно?– Что касается нашего региона, то у меня нет никаких сомнений. Ведь в обеих сферах работают одни и те же люди. Но в государственных вузах они преподают, а в коммерческих «шабашат».
– В чем вы видите главный смысл высшего образования для человека?– Главная задача вуза – дать человеку качественное образование, чтобы он смог выбрать свой путь, чтобы был способен анализировать свои поступки и поступки других людей. Еще отмечу: важно учить студента работать в команде, объединяя разные знания и практические навыки разных людей. Сегодня это умение очень ценно.

Пять вещей, которые впечатлили Александра Ильича

1. Конечно, речь президента Дмитрия Медведева в Стэнфордском университете во время недавнего визита в Калифорнию, в Кремниевую долину. Он упомянул о работах ЯрГУ в области информационных технологий, а также о нашей совместной со Стэнфордским вузом инициативе в дистанционном образовании.
2. Глобальные и региональные компоненты безопасности, главенство закона в международных отношениях, реформы и стандарты демократии – это темы, которые обсуждались на Политическом форуме в сентябре прошлого года и будут обсуждаться в этом году. И представьте себе, что еще в 2000–2006 годах, до «перезагрузки» наших отношений с США, в Стэнфордском университете профессора читали нашим студентам лекции на те же самые темы. А тогда ведь ни кризиса, ни Обамы – ничего не было. И тем не менее наши американские коллеги уже разрабатывали вопросы, которые стали актуальными сегодня. Это говорит о высочайшем уровне научного предсказания.
3. Очень горд результатами проведения в Ярославле Международного конгресса по эндоскопии и гастроэнтерологии в начале июля. Это первое медицинское событие столь крупного масштаба в регионе. Наш университет обеспечивал телекоммуникационную часть конгресса. Сработали на «отлично».
4. Я всю сознательную жизнь занимался квантовой химией и физикой. Но впервые своими глазами увидел атомы «живьем» буквально совсем недавно на мониторе нового микроскопа в центре нанотехнологий, который наш университет создал совместно с Физико-технологическим институтом РАН.
5. Огромное впечатление произвела только что прочитанная работа знаменитого американского футуролога Фарида Закарии «Post American World». А еще очень понравилась книга сотрудника нашего университета, доцента кафедры микроэлектроники Сергея Васильева «Ярославль в 3D». На мой взгляд, это отличный подарок Ярославлю к 1000-летию.
Беседовала Екатерина АБРАМОВА

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n15dx/
детиинтервью

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость