Главное:
1133

Герман Филипповский: «Креативность – от порыва души»

Истоки побед спрессованы в опыте поколений

Профессор, доктор филологических наук, председатель диссертационного совета по филологии в педуниверситете, автор пяти книг преподает в школе. Такое нечасто встретишь. Но Герман Филипповский не считает это исключением. Он убежден: детям надо знать былое со всех сторон, патриотическое воспитание должно быть системным, и настоящие мужчины в этом деле – не эпизод, а необходимость.
Встреча с одним из таковых врезалась в его память навсегда. В старом кенигсбергском форте Фридрих Вильгельм III старший матрос из Ярославля участвовал в маневрах флота и авиации в связи с Карибским кризисом. От Генштаба выполнение боевых заданий курировал маршал Рокоссовский.
– Отлично помню: у ворот форта – командование флота, четыре офицера в черном обмундировании и Рокоссовский в шинели. Одно из сильнейших впечатлений в жизни.

ЯР-досье

Герман Юрьевич Филипповский появился на свет в 1942 году на Суздалке во время бомбежки Ярославля. Родился, по сути, дважды, поскольку чуть было сразу не покинул этот суровый мир. Окончил 33-ю ярославскую школу, бывшую мужскую гимназию, служил на Черном и Балтийском морях. После флота изучал на филфаке МГУ математическую лингвистику.
Из-за гонений на кибернетику диплом Филипповский получил как преподаватель русского языка в качестве иностранного. Был направлен в Пакистан, трудился в Индии. Много лет Герман Юрьевич посвятил преподаванию русской литературы в вузах России, заведовал кафедрой русской литературы ЯГПУ, где работает сейчас. Одно из главных дел ученого – создание музея русского эпоса «Былины» во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике. С 1994 года Герман Филипповский, один из создателей первой в стране воспитательной программы «Истоки», ведет краеведческие факультативы в 48-й школе Заволжского района областного центра.

– Герман Юрьевич, с чего начинается Родина для современного молодого человека?– С исторической правды и преемственности. В следующем году мы отметим юбилей событий 1812 года. Надо, чтобы трактовки Великой Отечественной и Отечественной войны начала XIX века стыковались. Опыт обеих одинаково ценностно важен как священный. Нужен критерий стыковки, и он есть.
Опыт древнерусской литературы говорит о том, что существуют два понимания Победы. Это – аспект военный, например победа Александра Невского над рыцарями. Но значим и духовный смысл. Князь Александр Невский – христианский святой, покровитель Руси. Такая особенность порой недооценивается, а ее нужно учесть.
Что значит преклонить голову перед памятью солдат, которые погибли, обеспечив Победу в мае 1945-го? Это значит – признать, что они обеспечили ее реально и духовно. То же относится к соотечественникам, которые, к счастью, живы.
Победа – не временное явление. Она присуща жизни и культуре вчера, сегодня, завтра. Всегда говорю об этом своим студентам, есть у меня статьи и книги на этот счет. Военное дело, а в особенности защита Родины, не бывает без духовной составляющей. Это хорошо понимали во время войны и руководители государства, и крупные военачальники, и фронтовики, и труженики тыла.
– Просветительская программа «Истоки» помогает донести подобное понимание до нынешних школьников?– Чем раньше они начнут об этом задумываться, тем лучше. Мы делаем акцент на начальную школу, где ребята все впитывают на уроках как губки. Беда современной школы – не просто психологические проблемы, а именно нарастание равнодушия в средних и в особенности старших классах. Мы стремимся противостоять такому явлению. Через «Истоки», через школьный краеведческий музей, где каждая прялка, книжный фолиант или фотография – не просто отражение легенды, а духовный осязаемый предмет, своего рода сгусток истории. Какие бы инновации ни внедряли в наше сознание, без прочной базы традиций, без их развития не обойтись.
– Не противопоставляя одно другому…– Конечно, сегодня востребованы талантливые, креативные люди. Однако откуда появляется креативность? Разве только от хладного ума? Нет, холодное – удел мертвецов. Живущие горячи и порывисты. Значит, столь ценимая креативность возникает не от умственных упражнений, а именно от духовного порыва, который творит все новое. Порыв – свойство живых людей.
Помню, как в конце и после войны выходили серии почтовых марок, я собирал коллекцию с портретами Александра Матросова, Николая Гастелло, Зои Космодемьянской. Эти герои совершили подвиги, пожертвовали собой в духовном порыве. Именно он сработал во время войны, помог выстоять и победить.
Вот и школьная программа «Истоки», просветительская, связанная с критериями Кирилло-Мефодиевской словесной, книжной традиции, не только азбука, а история духовности, духовной культуры, включая великие примеры подобных порывов.
Наше просвещение в его истоках всегда было духовным. Кирилл и Мефодий – не просто учителя, преподаватели. Оба прежде всего святые, светочи духовности. Это главное, хотя Кирилл (Константин) и являлся профессором в Константинополе. Грамоту они изобрели не для мирских целей, а для церковной службы, литургии и литургических книг. Первые книги на Руси имели духовное содержание. Сначала были переводы, лишь потом возникли оригинальность и самобытность.
Да, присутствует некий консерватизм в ранжировании мирского и церковного. Однако в «Истоках» эти вещи соединены во избежание вранья, которое так тяжело править в умах и душах молодежи. Если дети инертны, если они что-то не принимают, значит, присутствует какая-то ложь. Неправда в угоду сиюминутным конъюнктурным интересам всегда губительна. Лекарство от нее и есть наши «Истоки».
– Это лежит в основе системности военно-патриотического воспитания, за которую вы ратуете?– Все должно развиваться органично. Воспитательная и патриотическая работа не может обойтись без укрепления культурного контекста, культурной составляющей.
Так считала рано ушедшая из жизни первый директор 48-й школы Валентина Качан. То, что создала Валентина Леонидовна, укладывается и в евангельскую концепцию, согласно которой вначале было Слово, и в поэтическую строку «Фауста» Гете: «В деянии – начало бытия». Стараниями этой подвижницы сцеплены в особый воспитательный комплекс кадетские классы, спортивная жизнь на современной базе школьных спортсооружений, отделение художественно-эстетического воспитания с хорами, танцевальными коллективами и солистами.
Хотел бы добавить очевидную, но далеко не банальную в контексте беседы истину: мир состоит из мужчин и женщин. Помню, как в школе, где я учился, преподаватели-женщины ценили присутствие мужчин – военруков, учителей физкультуры. В школе, где работаю, с этим тоже все в порядке. Не может военно-патриотическая работа вестись только мужчинами или женщинами. Она должна быть сбалансирована и в этом смысле, поскольку общество крайне нуждается в гендерной, семейной стабильности.
Вот что такое гармонизация процесса, увязанного в единое целое «Истоками». Отсеки любую составляющую – гармония исчезнет. Надо, чтобы хорошее дело укреплялось.
– Не само по себе, а усилиями ваших соратников, которые не потеряли ценностные ориентиры в эпоху перемен?– Непременно назову тех, кто помогает реализовывать «Истоки». Это одна из авторов программы Наталья Труфанова, преподаватель истории Ольга Рябинина, заместители директора школы Ольга Зорина и Ирина Сопетина, историк и постоянная участница школьных конференций Тамара Смирнова, а также многие другие замечательные коллеги.
Надеюсь, что и новый директор 48-й школы Ирина Журина ничего отсекать не станет, а только приумножит достигнутое в изучении опыта поколений. Он важен, поскольку определяет все прошлые и будущие материальные и духовные победы нашего народа.
Антон БЕЛОВ

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n16iz/
юбилейдети

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость