Первоклассная конкуренция

Разговоры об «элитных» детских учебных заведениях – не более чем сотрясание воздуха

Разухабистую присказку «Ярославль-городок – Москвы уголок» никто не отменял. А пора бы. Любой аналитик знает: что сегодня творится в столице – годика через три начнется у нас. В усеченном варианте, но неминуемо. Сейчас там происходят тревожные странности и касаются они детей, заботу о которых Президент РФ в Послании Федеральному собранию обозначил как один из национальных приоритетов.
В апреле, при подаче заявлений о приеме в первый класс, родители дежурили возле московских школ по трое суток, номера на ладонях писали – лишь бы успеть.
В Ярославской области ажиотажа не наблюдалось, но отголоски «эха Москвы» докатились и до нас. В переславской школе №1 родители занимали очередь с вечера 31 марта. По словам директора Елены Сурниной, в прошлом году приходили не столь рано – 1 апреля в 5 утра. Так и до московских трех суток в очереди недалеко... В результате из списка в 102 фамилии школа №1 приняла 75 первоклашек.
Однако бить в набат рановато – речь не о дефиците мест. Во многих, например в ростовской школе №2, ощущался недостаток первоклассников. Разгадка проста. Чадолюбивые папы-мамы энергично собирают сведения о народном рейтинге школ и стремятся устроить детей в те, которые молва окрестила престижными, а заявлений подают несколько, чтобы не прогадать. Получается, что в простых школах классы полупустые, а в школах с «уклоном» – конкурс.
Ярославские директора и завучи решают проблему просто: сначала зачисляют в первые классы детей из своего района. Между тем московский скандал получил продолжение, ставящее под вопрос эту систему. Мосгорсуд рассмотрел иск столичной прокуратуры и признал незаконным преимущество детей, проживающих рядом со школой, младших братьев и сестер учеников, а заодно детей-сирот и первоклассников из малоимущих семей. Такой порядок ввела Мосгордума весной 2010 года. Теперь он будет отменен, и начнется жестокая конкуренция за «элитные парты». С позиции московской прокуратуры, этот шаг обеспечит конституционные права ребенка.
Однако благими намерениями вымощена дорога в ад. После того как финансировать школы начали за каждого конкретного ученика, возникла атмосфера здоровой конкуренции. Если столичный опыт привьется, он создаст предпосылки конкуренции не просто здоровой, а здоровенной, уже не между школами, а между родителями. Отдадут детей в продвинутые школы самые напористые. Не будем, как страусы, прятать голову в песок и скажем честно: при доступности образования made in Moskau ярославские работники просвещения рискуют подвергнуться коррупционному соблазну.
Правительство нашей области выступает за конкуренцию между школами, но считает, что имеет место нормативная лакуна.
– Здесь есть правовая коллизия. Не отрегулировано понятие «территории проживания». Необходимо искать законодательное решение, которое позволит отказаться от приоритетного приема в школу детей из микрорайона. Мы уходим от этого понятия. Образовательное пространство на территории каждого муниципалитета должно быть разнообразным. В то же время закон должен гарантировать первоклассникам, например Кировского района, право не ездить на Резинотехнику или в Брагино, – комментирует проблему первый заместитель директора департамента образования области Михаил Груздев. – Правительство обеими руками за конкуренцию, но право детей учиться рядом с домом надо соблюдать. В этом смысле действия столичной прокуратуры, верные по сути, по методам исполнения поспешны. Лучше идти по ступеням постепенного целевого развития. Сегодня мы не совсем готовы, отчасти из-за незрелости сознания родителей будущих учеников. Рассуждения об «элитных» школах – не более чем безответственное сотрясание воздуха людьми, не слишком разбирающимися в специфике образовательного процесса. К сожалению, у местных органов представительной власти нет соответствующих полномочий, прием в школу осуществляется по федеральным нормативам. Но доступные методы донесения нашего мнения до федерального руководства мы используем, поверьте, они бывают весьма эффективны. Если статья 16 ФЗ «Об образовании» гласит, что правила приема в школу устанавливает учредитель, то есть муниципалитет, есть некоторая свобода маневра.
Мнение Михаила Груздева косвенно подтверждает обсуждение в областной прокуратуре действий московских коллег, которые оценены как несколько поспешные. Работники образования единодушно против «свободы по-московски». Поэтому хоть у нас и вертикаль власти, но все-таки лучше не «уголком» быть, а своей головой думать.

Сеть школ оптимальна

Мнение Елены ИВАНОВОЙ, заместителя директора департамента образования ЯрославляВ Ярославле без ориентировки на микрорайон работают гимназии, лицеи, провинциальный колледж и несколько школ с углубленным изучением отдельных предметов. Остальные имеют свою территорию. Эта система сложилась исторически, на основе знания местных реалий. Мы заранее относим строящиеся дома к конкретной школе, строго следим, чтобы дети не переходили автомагистрали, а переполненные школы не получали дополнительной нагрузки. И опираемся на прописанное в Законе «Об образовании» право учредителя определять правила приема. Очень важно, что школа может отказать в приеме заявления родителям будущего первоклассника только из-за отсутствия свободных мест.
Не думаю, что корректно проводить параллель между возникшими в Москве проблемами и стремлением родителей дать детям образование в школах с углубленным изучением отдельных предметов. Могу привести десятки примеров, когда обычная школа готовит учеников не хуже, чем специализированная.
Школы с уклоном не следует насаждать повсеместно. К нам поступали обращения граждан, проживающих по соседству со школой с углубленным изучением иностранного языка, но не желающих, чтобы их дети этот язык изучали.
Сейчас сеть школ с углубленным изучением отдельных предметов оптимальна. Да, родители хотят идти именно в такие школы. Однако причина «московских» проблем не только в этом. Имеет место демографический рост. Если мы хотим правильного развития, то его вектор – только в повышении качества образования в любой школе. А от федеральной власти мы ждем решения давней проблемы – законодательного определения понятия «территории проживания» и учреждения конкурсного отбора в школы с повышенным уровнем. Эти меры оздоровили бы обстановку.
Алексей ВАВИЛОВ

школаобразованиедети

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость