Главное:
Новые правила оказания государственных и муниципальных услуг
486

Новые правила оказания государственных и муниципальных услуг

Онлайн-конференция состоялась 18 июля.  

У нас в гостях – Дмитрий Пономаренко, директор департамента информационно-аналитического обеспечения Ярославской области.

С 1 июля Ярославская область, как и вся Россия, в соответствии с 210-ФЗ перешла на систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). С ее использованием в регионе теперь идет оказание 106 региональных и 891 муниципальной услуг. Что изменится для граждан при обращении за всевозможными документами?

 

Игорь Велетминский, ведущий конференции: – Как определить перечень тех документов, которые не нужно собирать самим гражданам при обращении в органы власти?

 

Дмитрий Пономаренко: – Наш департамент подготовил специальный алгоритм, который поможет любому человеку определить перечень тех документов, которые должны запрашивать органы власти через СМЭВ, а какие, к примеру, документы личного хранения – предоставляет сам обратившийся за получением государственной и муниципальной услуги. (Смотрите инфографику).

Поясню, что все услуги можно разделить на четыре группы:

- государственные, предоставляемые органами власти (например, выдача паспорта, регистрация брака, выдача лицензии или разрешения на какую-либо деятельность, присвоение статуса безработного, начисление какого-нибудь социального пособия, регистрация по месту жительства и т. п.);

- муниципальные услуги, предоставляемые органами местного самоуправления (постановка на учет нуждающихся в жилье, предоставление в собственность земельных участков, выдача разрешений на отдельные виды деятельности);

- услуги, предоставляемые бюджетными учреждениями (образование, медицинская помощь, услуги в сфере культуры);

- услуги, предоставляемые коммерческими структурами (услуги РЭУ и управляющих компаний, услуги нотариусов, страховых компаний, услуги по проведению различных экспертиз и многое другое).

И благодаря введению СМЭВ при получении государственных и муниципальных услуг гражданам не нужно приносить справки и документы, которые имеются в органах власти и органах местного самоуправления, а также в подведомственных им организациях. Федеральный закон 210-ФЗ установил и перечень документов, которые не подлежат передаче по каналам межведомственного взаимодействия и которые гражданин всегда должен предоставлять сам (так называемые документы личного хранения). К таким документам относятся все удостоверения личности, включая паспорт и свидетельство о рождении, документы, выдаваемые органами ЗАГС, документы об образовании, свидетельства о регистрации по месту жительства и некоторые другие – всего 19 категорий документов.

Ведущий конференции: – Планируется ли выпуск справочника, в котором будут прописаны все услуги?

Дмитрий Пономаренко: – Думаю, это нецелесообразно. Перечень государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти Ярославской области, утверждается постановлением правительства Ярославской области. Он регулярно пересматривается – появляются новые услуги, исчезают устаревшие. Последняя редакция – постановление от 11 мая 2012 года № 417-п. Да и муниципальные власти постоянно обновляют перечень своих услуг, к примеру, появляется детализация. Это независимая ветвь власти, которая вправе предлагать свои подходы. Поэтому гибким и современным инструментом является Интернет. Со всеми государственными и муниципальными услугами, предоставляемыми в Ярославской области, можно ознакомиться на едином портале государственных и муниципальных услуг по адресу: www.gosuslugi.ru.

Ведущий конференции: – Куда можно обратиться, если возникают сложности?

Дмитрий Пономаренко: – У нас в департаменте действует бесплатная горячая линия. Ее номер – 8-800-100-76-09. Наши специалисты готовы оказывать квалифицированную помощь всем обратившимся.

Кроме того, перечень документов с указанием тех, которые гражданин должен принести самостоятельно, и тех, которые он приносить не обязан, по каждой услуге должен быть расположен на видном месте там, где она предоставляется. Кстати, отмечу еще один важный момент. Переход на «межвед» – своеобразное сленговое слово уже появилось – и его тонкости еще далеко не всем очевидны, поэтому разъяснительная работа необходима. Мы получаем немало вопросов и потому решили разработать памятки по наиболее востребованным государственным и муниципальным услугам. На них хорошо видно, что меняется для получателей услуг с 1 июля. Вот несколько таких памяток. (Смотрите таблицы).

Ведущий конференции: – Правильно ли я понял, что необходимые справки из налоговой службы для получения всевозможных лицензий и разрешений теперь запросят сами чиновники?

Дмитрий Пономаренко: – Да, это одно из положений, которое демонстрирует главный плюс новшеств, введенных с 1 июля, – существенное уменьшение числа справок, которые должен оформлять и приносить сам заявитель. При этом подчеркну: документы, которые выдаются учреждениями или коммерческими структурами, например, медицинские справки, свидетельства о полученном образовании, документы с места работы гражданина, не подлежат межведомственному взаимодействию, их по-прежнему гражданин должен получать и приносить самостоятельно. Скажем, для получения социальных пособий больше не нужно приносить справку о размере пенсии в отличие от таких документов, как справка о среднем заработке, выдаваемая по месту работы, заключение об инвалидности, выдаваемое учреждением медицинской экспертизы, и ряд других.

Кроме того, нужно знать, что межведомственное взаимодействие не распространяется на услуги учреждений и коммерческих организаций. Поэтому в лечебном или учебном заведении гражданина могут попросить принести любую справку, даже ту, которая выдается органами власти или местного самоуправления.

Ведущий конференции: – Как обстоят дела в Ярославской области в части всех этих нововведений по сравнению с другими регионами?

Дмитрий Пономаренко: – Наш регион показал хороший результат по степени готовности к СМЭВ, что было отмечено на заседании комиссии Правительства России по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления, которое в конце июня провел в Москве заместитель председателя Правительства РФ – руководитель аппарата Владислав Сурков.

Ведущий конференции: – Не будет ли сбоев в работе системы, не появится ли у чиновников соблазн затягивание сроков оказания услуг объяснять «техническими факторами»?

Дмитрий Пономаренко: – Нет, СМЭВ – это результат большой работы специалистов, один из важнейших инновационных проектов. Кроме того, никто не отменял действующих административных регламентов, которые определяют сроки предоставления услуг. Более того, Кодекс об административных правонарушениях определяет ответственность именно того органа власти, который оказывает услуги, – предусмотрены штрафные санкции за срыв сроков. Так что именно этот орган должен «теребить» те структуры, которые предоставляют документы по каналам межведомственного взаимодействия. Хочу обратить внимание на то, что подчеркивал недавно и новый глава Минкомсвязи России Николай Никифоров: пока нет стопроцентной готовности к работе СМЭВ, и совершенствоваться она будет в процессе работы. И мы хотим через каналы обратной связи вместе с гражданами отладить этот механизм в возможно более краткие сроки – для общей пользы. Это самый продуктивный подход, по моему глубокому убеждению.

Алгоритм для определения, должен ли гражданин самостоятельно приносить справку для получения услуги или нет (распространяется ли межведомственное взаимодействие на справки и документы, необходимые для получения данной услуги)

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n1icg/

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость