Главное:

В регион пришёл межвед

Вера Кузнецова

№ 29, 2012

Закон о госуслугах – в действии

1 июля вступило в силу положение Федерального закона № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», в соответствии с которым региональные органы власти и органы местного самоуправления не имеют права требовать от заявителей предоставления документов и информации, находящихся органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, органов местного самоуправления и других органов исполнительной власти разного уровня.

Теперь документы из налоговой службы, Пенсионного фонда, Росреестра, ЗАГСа, соцзащиты и прочих органов власти федерального, регионального и муниципального уровня должны запрашиваться и предоставляться не гражданами, а самими чиновниками  – через систему межведомственного взаимодействия.

У этого нововведения множество нюансов, требующих пояснений. За комментариями мы обратились к директору департамента информационно-аналитического обеспечения органов государственной власти Дмитрию Пономаренко. И вот что узнали.

Что такое госуслуга?

Государственные и муниципальные услуги – это действия органов власти, которые они выполняют по заявлению граждан или юридических лиц.

Так, например, выдача паспорта, регистрация по месту жительства,  регистрация брака, лицензирование и разрешение на различные виды деятельности, начисление социальных льгот и пособий – это государственные услуги, поскольку предоставляются федеральными или региональными органами власти.

Постановка на учет нуждающихся в жилье, предоставление в собственность земельных участков, выдача разрешений на отдельные виды деятельности – это муниципальные услуги.

Всего на сегодняшний день жителям Ярославской области  доступно 106 региональных и 891 муниципальная услуга. Их перечень можно найти на Едином портале государственных и муниципальных услуг по адресу:  www.gosuslugi.ru Список этот постоянно обновляется, поскольку постоянно появляются новые госуслуги.

Пакет документов уменьшится, но не исчезнет

С  момента, как вышеупомянутые положения закона №210-ФЗ начали действовать, значительное число документов, которые требовались для получения той или иной госуслуги,  заявителям предоставлять стало не нужно. Но это не означает, что физические и юридические лица совсем избавились от необходимости собирать справки.

Во-первых, в бумажном виде придётся представлять так называемые документы личного хранения. Их перечень закреплен в законе №210-ФЗ. К таким документам относятся, например,  паспорт, военный билет, свидетельство о браке – всего в списке 19 наименований.

Во-вторых, заявителям придётся самим собирать справки, которые требуются для получения госуслуг, но  выдаются не государственными или муниципальными органами власти, а учреждениями или коммерческими структурами.

Приведем пример. Для получения социального пособия справку о размере пенсии приносить теперь не надо. Её орган соцзащиты сам  затребует у Пенсионного фонда, поскольку оба эти ведомства – государственные и подпадают под норму о межведомственном взаимодействии закона № 210-ФЗ. А вот паспорт предъявлять заявителю  потребуется – ведь это документ личного хранения. И справку о среднем заработке (её выдает работодатель), и справку об инвалидности (её выдает учреждение медэкспертизы)  гражданину придётся брать самому и самому нести в соцзащиту.

Где узнать – какие справки собирать, а какие – нет?

Списки справок, которые необходимо представить для получения той или иной госуслуги, каждый житель Ярославской области может найти на портале, о котором мы уже упоминали,  -  www.gosuslugi.ru. Ещё один способ узнать о требуемом пакете документов – позвонить или прийти в государственный или муниципальный орган, который оказывает нужную гражданину или физлицу услугу. Адреса и телефоны органов также можно найти на портале.  Стенды с необходимой информацией по данному вопросу располагаются на виду в местах предоставления услуг. В помощь всем ярославцам организована и «горячая линия». Позвонив по бесплатному номеру 8-800-100-76-09, любой человек может узнать, какие документы и справки он должен принести для получения той или иной услуги, а какие можно не приносить.

Привет, межвед!

Термином «межвед» называют  взаимодействие органов федеральной, региональной и муниципальной власти, благодаря которому граждане и избавились от необходимости самостоятельно собирать и предоставлять некоторые документы. В идеале все межведомственное взаимодействие должно осуществляться в электронном виде. Для этого в России, и в Ярославской области в том числе, активно внедряется система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). С 1 октября 2011 года на электронное взаимодействие перешли федеральные органы исполнительной власти, с  1 июля 2012 года  в процесс межведомственного  взаимодействия включились все субъекты и муниципальные образования РФ. Надо отметить, что степень готовности к электронному взаимодействию у регионов разная. И на 100 % никто из них к СМЭВ пока ещё не готов. Связано это с  технологическими и организационными сложностями.

Ярославская область в плане перехода на электронную систему взаимодействия  добилась бóльших успехов, чем многие другие регионы, и сегодня  по степени готовности входит в треть лидирующих регионов. Наши достижения были отмечены и на состоявшемся 26 июня в режиме видеоконференции расширенном совещании у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.Ю. Суркова

О качестве госуслуг

Хорошо подготовилось ведомство к внедрению СМЭВ или нет, - на качестве госуслуги это не должно отражаться. И если в том или ином государственном или муниципальном органе ещё не внедрено электронное межведомственное взаимодействие – это  проблемы органа, а не заявителя. Как чиновники будут обмениваться документами – по электронным каналам,  по почте или с помощью  курьеров, - получателя госуслуги волновать не должно. Главное – по новому закону у чиновников нет права требовать, чтобы заявитель  пошёл  и сам принес из другого госоргана  справку.

И затягивать сроки предоставления услуги тоже нельзя. Действует СМЭВ или не действует – срок оказания услуги не должен нарушаться. А для тех, кто закон не исполняет, в Кодексе об административных правонарушениях предусмотрена статья о нарушении порядка предоставления государственных и муниципальных услуг и введены финансовые санкции. Правда, прежде чем жаловаться, о правомерности действий чиновника заявителю лучше всего ещё раз проконсультироваться по телефону «горячей линии».

Интернет  в помощь

Ну а тем, кто «дружит» с Интернетом, за многими  государственными и муниципальными услугами  и ходить  не надо. Заявки на них  можно подать всё на том же на едином портале www.gosuslugi.ru. Возьмем, к примеру, такую услугу, как оформление загранпаспорта. Главным неудобством этой процедуры всегда  были длинные живые очереди желающих подать пакет документов. Но вот уже два года как данная услуга доступна в электронном виде. Все справки и бумаги – от анкеты до фотографий - можно отправить в УФМС Ярославской области по Интернету, а потом лишь надо прийти и забрать готовый паспорт.  Пошаговые инструкции, как это сделать, есть на сайте УФМС, попасть на который можно как непосредственно, так и  через портал госуслуг.

А в скором времени у ярославцев появится  ещё один способ получить быстрый доступ к госуслугам, а также к некоторым негосударственным сервисам. С января 2013 года у нас в регионе должна начаться выдача универсальных электронных карт (УЭК). Посредством УЭК можно будет оплатить налоги, госпошлины,  штрафы, ЖКУ.  Карта   объединит в себе сразу несколько документов: полис обязательного медицинского страхования, пенсионный страховой полис, студенческий билет. Пользоваться этой картой также просто, как и банковской. А доступ к ресурсам можно будет получить через банкоматы, инфоматы и прочие устройства, оснащенные считывателем, а также через компьютеры, имеющие выход Интернет.

Перечень документов «личного хранения»

Их гражданин обязан представлять в государственные и муниципальные органы самостоятельно:

-документы, удостоверяющие личность гражданина;

-документы воинского учёта,

свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния;

-документы, подтверждающие регистрацию по месту жительства/пребывания;

-водительские права;

-документы, подтверждающие прохождение техосмотра транспорта;

-документы на транспорт и его составные части, в том числе регистрационные документы;

-документы о трудовой деятельности и заработке гражданина, а также документы, оформленные по результатам расследования несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания;

-документы об образовании;

-справки, заключения и иные документы системы здравоохранения;

-документы Архивного фонда РФ и другие архивные документы, переданные на постоянное хранение в государственные или муниципальные архивы;

-решения, приговоры, определения и постановления судов;

-учредительные документы юридического лица;

-решения, заключения и разрешения, выдаваемые органами опеки и попечительства;

-правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

-документы, выдаваемые федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы;

-удостоверения и документы, подтверждающие право гражданина на получение социальной поддержки;

-документы о государственных и ведомственных наградах, государственных премиях и знаках отличия;

-первичные статистические данные, содержащиеся в формах федерального статистического наблюдения, предоставленных юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n1j9x/
транспорт

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость