Хозяин лесной столовой
Ярославские охотники помогают диким животным выживать и увеличивать свою численность
Не поверите, но уже в трех десятках километров от шумного Ярославля можно оказаться в настоящей лесной глухомани. На егерском участке №4, что начинается почти у зоопарка и кончается на границе с Даниловским районом, есть необычная тихая поляна, оборудованная охотничьей вышкой. Если залезть наверх и набраться терпения, чтобы, не шелохнувшись, просидеть несколько часов, можно запросто увидеть кабанов.
Следы неведомых зверей
– И не одно семейство, – утверждает егерь ляпинского охотхозяйства «Динамо» Николай Безруков. – Год назад я оборудовал здесь подкормочную площадку, одну из четырех на своем участке. Гляньте, сколько вокруг следов.
Еще бы тут не было кабанов, ведь в деревянной кормушке засыпано 800 килограммов зерносмеси – ешь не хочу! На отсутствие аппетита дикие свиньи не жалуются, съедают запас за пару недель. В зимнее время и ранней весной их рацион был еще богаче, потому что пополнялся картофелем.
– Поначалу кабаны долго ходили кругами вокруг площадки, принюхивались, – продолжает рассказ об осторожном звере Николай Александрович. – Вот и сейчас самая опытная мамаша ни за что не приведет свой выводок, пока не убедится в полной безопасности. Зато молодая уже привыкла и ведет полосатых деток напрямик.
В кормах у егеря недостатка нет, руководство местных сельхозпредприятий не отказывает. Понимает, что, если зверя не подкармливать, он пойдет в поля и принесет немалый ущерб. Кроме площадок с кормушками у Безрукова против этого есть еще один надежный барьер – небольшие участки с посевами зерновых и кормовых культур. Так, 4-гектарное поле озимой пшеницы раскинулось в десятке метров от лесной опушки. Кабаны и тут оставили следы. Еще не созревшие колоски для них настоящее лакомство. Дикие свиньи срывают их пучками и быстро набирают вес, запасаясь на зиму жирком.
Для городского жителя что ни отпечаток, то – «следы неведомых зверей». А опытный охотник хорошо разбирается в лесной азбуке. Зная звериные повадки, может долго рассказывать о жизни диких обитателей своего участка. Кабанов в этой северной зоне областного центра, по последним подсчетам, не меньше четырех десятков. Примерно столько же лосей, которым егерь устроил немало солонцов, чтобы не гибли на дорогах. Ведь почему сохатых тянет на проезжую часть? Зимой ее посыпают солью, которую и приходят лизать животные.
– Водятся у нас и зайцы с лисами, бобров и куниц много развелось, белки имеются, глухари и тетерева, не говоря о перелетных гусях и утках, – перечисляет Безруков. – И волки с медведями из соседних тутаевских лесов забредали. Пару лет назад пришли на хлебное поле две медведицы с медвежатами, так механизаторы работу бросили, ждали, пока звери не наедятся. А через год молодые волки по первому снегу объявились, мы их целой бригадой охотников преследовали. Жаль, красных флажков под рукой не оказалось.
Двуногие «волки» и дикие псы
В первый раз Николай взял ружье в руки, когда только-только пошел в школу. Ходил в лес со взрослыми охотниками, порой за десятки километров от родной деревни. В 20 лет вступил в охотничий союз, добывал в бригаде «товарных» лосей и кабанов. Раньше такие коллективы создавались для отстрела животных, а мясо отправлялось на приемные пункты.
В 90-е годы заготовки прекратились, но пальбы в лесах не убавилось. Профессиональных охотников сменили многочисленные браконьеры. Пользовались не только ружьями, но и капканами, стальными петлями. Сейчас их стало значительно меньше, зато пришла новая напасть, и не одна.
– Сельских браконьеров сменили городские, причем не самые бедные граждане, – поясняет егерь. – Экипировка у них будь здоров, и пальцы держат веером. Денег мешок, но лицензию не берут, едут в лес браконьерить. Когда остановишь для проверки, иные начинают оружием угрожать. Правда, я один стараюсь не ездить, часто беру с собой родственника Пашку. Не станут же они в пожилого человека и ребенка стрелять!
В селах и деревнях у егеря «все схвачено». Местные жители, заметив чужие машины или людей с ружьями, сразу же сообщают ему по телефону. Помогает и руководство охотхозяйства «Динамо», где работают бывшие сотрудники силовых ведомств. Стоило недавно Николаю Александровичу туда позвонить и назвать номера машин из соседнего района, как незваные гости на участке №4 больше не объявлялись.
– Свой-то участок леса для воспроизводства зверей я отстоял, но ведь горе-охотники в другие места полезут, – убежден защитник лесов.
Еще больше возмущается егерь тупиковой ситуацией с собаками, которых бросают хозяева. Ему, как никому другому, знакомы коварные повадки этих полудиких псов. Весной они сбиваются в стаи и живут в лесах, где нападают на молодняк лосей, кабанов и других животных. Нередко загоняют и крупных, не способных себя защитить. Причем делают это не хуже волков. Если так дело пойдет и дальше, не поздоровится и людям, особенно детям.
Только в нынешнем году Безруков сам застрелил около десятка «псов-дикарей», чем спас от гибели немало лосят, кабанчиков и зайчат. А вот направить свой автоматический «Бекас-13 М» 12-го калибра на лесную живность у охотника уже не поднимается рука – жалко.
– Недавно тетерева встретил, такой красавец! – улыбается егерь. – Бывает, по пролетающей утке пару раз стрельну, чтобы душу успокоить. Вот и вся моя охота.
Мнение
Павел КАЧАН, начальник отдела государственного охотничьего контроля и надзора – старший государственный инспектор департамента по охране и использованию животного мира Ярославской области:
– Егерь – это профессиональный охотник, представитель охотхозяйства или общественной организации, за которой закреплены охотничьи угодья. Егеря являются незаменимыми помощниками инспекторов государственной службы охраны и использования животного мира. Специалисты нашего отдела работают во всех 17 муниципальных районах области, и на каждого из них приходится до десятка и более помощников-егерей.
В настоящее время только государственные инспектора имеют право осуществлять административно-процессуальные действия: составлять протоколы на нарушителей и изымать у них оружие. До 2002 года этим правом пользовались и егеря, но с введением нового Административного кодекса, к сожалению, его утратили. К сожалению, и потому, что нарушителей в наших лесах не убывает. Не пугают их и высокие размеры штрафов и исков за незаконную добычу лосей, кабанов и других лесных обитателей.
На сегодняшний день на территории области выявлено 213 нарушителей правил охоты, по 19 из них возбуждены уголовные дела. Проведено 1,5 тысячи рейдов, около половины – с участием сотрудников полиции и ГИБДД. В связи с участившимися случаями гибели диких животных на дорогах оформляются обращения к дорожным службам с предложениями установить соответствующие знаки на наиболее опасных участках автотрасс.
1 июля 2012 года завершилась процедура выдачи новых охотничьих билетов единого федерального образца. Всего к этой дате было выдано 17130 документов, а охотников в области насчитывается около 25 тысяч человек. Для жителей Ярославля выдача билетов единого образца организована в департаменте по охране и использованию животного мира по адресу: ул. Советская, 69. Охотники, проживающие в сельской местности, могут получить документы у инспекторов во всех муниципальных районах области.
Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n1jnr/
Комментарии: