Плетет судьбу веретено

Ярославская ткачиха постигает секреты почти утерянного искусства и обучает ему всех желающих.– Мифы о бедности крестьянства можете сразу забыть, – Ася Александровна показывает платье, вручную вышитое на старинном станке. – Когда я первый раз привезла и показала маме курский крестьянский наряд, она заметила, что не может быть, это наверняка княжеская одежда. Костюм действительно красивый и богатый. Смотришь на такое, и кажется, что бедность крестьянства – это миф советского времени.

Ярославская ткачиха постигает секреты почти утерянного искусства и обучает ему всех желающих

– Мифы о бедности крестьянства можете сразу забыть, – Ася Александровна показывает платье, вручную вышитое на старинном станке. – Когда я первый раз привезла и показала маме курский крестьянский наряд, она заметила, что не может быть, это наверняка княжеская одежда. Костюм действительно красивый и богатый. Смотришь на такое, и кажется, что бедность крестьянства – это миф советского времени.

На роду написано

Мастерица садится за старинный стан, привезенный ей из Переславля. Когда впервые увидела подобный почти 15 лет назад, то не знала даже, как тут нити заправить. Было только желание учиться.

Бывший детский врач Ася Михнюк в 1998 году прошлого века в деревню Стригослы Курской области попала в общем-то случайно. К живущей там бабке-повитухе привел профессиональный интерес к акушер­ству. Там и состоялось ее первое знакомство с домоткаными рубахами и курскими сарафанами. Подумав, что это старинное искусство мы однажды можем просто утратить, загорелась желанием изучить его. Бабушки сначала посоветовались между собой, а потом всей деревней по запчастям собрали ткацкий стан. Главным педагогом стала Наталья Пименовна Соборова, тридцать шестого года рождения, она же, по-простому, баба Наташа. Начинали буквально с пустого места, бабушки все объясняли на пальцах, а если что-то не получалось, то собирали целые совещания.

– Задача была научиться, чтобы вещи, которые создавали эти бабушки, мы могли по­вторить, – признается Ася Александровна. – Сейчас вот я делаю узор ярославской рубахи, восстанавливаю ярославский наряд. А когда только вернулась сюда – волновалась. Ведь бабушек рядом нет, спросить не у кого, никто не поможет. Но ничего, собрала стан, и все получилось.

А позже мастерица выяснила, что ткали обе ее бабушки. Так что дивное нынче ремесло, видно, ей на роду написано.

Бизнес-леди – за станком

Теперь Ася Михнюк – преподаватель мастерской ткачества в заповеднике народного быта, что под Ивановом. Еще она проводит занятия в ярославском детско-юношеском центре «Чайка». Увлечение заняло место профессии, оставив последней утилитарные функции.

– Лечу до сих пор, но уже только свою семью, – признается выпускница Ярославского мединститута. – Когда-то пошла работать врачом, потому что не нравилось, как лечат. Я-то хотела, чтобы мои дети не болели.

На занятия к ней являются люди разного возраста и достатка. Барышей с этого они точно не имеют. Значит, есть некие «поступления» на духовном уровне.

– Вот к нам приходят маленькие девочки, так они как завороженные смотрят. А когда начинают заниматься, то становятся более собранными и, как ни странно, начинают лучше учиться. Казалось бы, все должно быть наоборот, ведь они часть своего времени отнимают. Может, корни сказываются, – делает предположение умелица. – К нам в Ярославль как-то приезжали китайские мастера, которые ткут шелковые ткани на ручных станах. И там очень высоко ценят такую работу, а у нас забывают.

Свою нынешнюю задачу мастер видит как раз в сохранении искусства. Дабы оно не утратилось, а перешло потомкам. Чтобы его можно было изучить как пласт русской культуры, по-настоящему русской, а не а-ля рюс.

Для кого-то из учеников Аси ткачество оказывается отдушиной, для кого-то и увлеченностью. В современном мире многие ищут себе занятие для души. Бывает, что и квартирка-то небольшая, а собирают станочек в уголочке и начинают ткать. Либо бизнес-леди из Москвы вдруг загорается диковинной идеей. Необычное сочетание получается: бизнес-леди – ткачиха.

– У меня самой хобби переходит в дела, которыми я живу. Чего зря время тратить! – резюмирует Ася. – Мне нравится само творчество, как из разных нитей и переплетений рождается картина. А приспособление собрать несложно, если понимаешь, как оно работает. Мне помогал муж. Он мастер по дереву, и, как видите, у него хорошо получается.

Губернские модницы

В феврале краеведы показали в библиотеке Н. А. Некрасова ярославский народный костюм, реконструированный по всем правилам этнографической науки. Исследователи выяснили, что ярославские модницы в старину носили богато украшенную вышивками-оберегами рубаху и яркий сарафан. В прохладные дни их наряд дополняла душегрея или подбитый мехом шугай. На голове – кокошник или сорока.

– Ярославский костюм очень красивый. В нем много тканья, бранных узоров. Например, на подоле женской рубахи бранный узор мог быть шириной в 20 сантиметров. Наряд изумительный, – с восторгом отзывается ткачиха. – Тесно перекликается с нарядами из Вологодской, Владимирской, Тверской и Нижегородской губерний. Но красивее ярославской покосницы свет не видывал! Это такая яркая празд­ничная одежда, которую надевали на жатву и покос.

Что интересно, народную культуру того времени отражает не городской, а именно кре­стьянский костюм. Дело в том, что во времена Петра был издан указ об обязательном ношении в России костюма западноевропейского образца. Исключение составили лишь духовные лица и крестьянство. Вот поэтому крестьянство и духовенство сохранило свои культурные традиции в одежде.

В старинных нарядах было все продумано – от покроя до видов ткани. Современная одежда быстро разрабатывается, мало носится и еще быстрее устаревает. А прежде костюм формировался веками, переходил по наследству либо перешивался.

– Ткани, сделанные вручную, сильно отличаются, – признается Ася. – Я могу с ходу определить, соткана ткань с применением техники или нет. При ручной обработке ткань меняет качество, она становится другой. У нее появляется свой характер, что ли. Явно наши предки знали секреты, которые для нас за семью замками.

Этносумки в тренде

Сейчас становится популярным такое художественное направление, как этномода. Возвращаясь к элементам национальных костюмов, дизайнеры и модельеры пытаются в обществе глобализации нащупать свои культурные корни. У нас это течение только зарождается, тогда как за границей пользуется популярностью.

К деревянному загородному дому отлично подойдут по стилю сотканные вручную половички. Обладатели уверяют, что помимо стиля они еще удобней машиноделанных и приятней на ощупь. Покупают их и на современные кухни для дизайна, и в качестве накидок на диваны и автомобильные сиденья. Узоры находят свое место на одежде и сумках. А свадебные рушники уже стали в какой-то мере имиджевой вещью. Кстати, красивый свадебный рушник метра два длиной можно соткать за неделю.

Способы производства одежды шагнули далеко вперед, оставив в прошлом множество загадок и вопросов.

– Станы из Костромской области, Ивановской и Новосибирска абсолютно одинаковые. Как возможно, что в какой-нибудь глухой деревушке под Новосибирском стан был в точности такой же, как в Приднестровье? – удивляется Ася Александровна. – Или мифы о тканях, которые через колечко проскакивали. Искусство очень древнее, и многое уже на уровне мифологии. Некоторые из этих мифов мне и хочется разгадать, что там за ними стоит?

В мировой художественной культуре, равно как и в философии, ткань и нить всегда являлись сакральными мировоззренческими символами. Будь то нить Ариадны или нити мироздания дхармы. А понятия ткань и жизнь в определенной мере являлись синонимичными. Так было. Таким это остается по сию пору, переходя в завтрашний день вместе с духовной составляющей человеческого естества.

Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n1jnt/
Ярославльдети

Самые интересные новости - на нашем канале в Telegram

Чат с редакцией
в WhatsApp
Чат с редакцией
в Viber
Новости на нашем
канале в WhatsApp
Новости на нашем
канале в Viber
Новости на нашем
канале в Viber

Предложить новость