Владимир Тихомиров: «Главное – правильно выбрать приоритеты»
Депутат Ярославской областной думы обозначил свое видение социальных и экономических задач парламента на ближайшие месяцы
В преддверии осенней сессии регионального парламента, открывающейся в ближайший вторник, Владимир Тихомиров рассказал о приоритетах законотворческой деятельности, задачах на 2013 год и более дальнюю перспективу.
– Владимир Николаевич, осень – традиционное начало ежегодного бюджетного процесса. Сначала – о социальных статьях. Какими, на ваш взгляд, должны быть первоочередные действия депутатов в этом направлении?
– Повышение зарплат работникам бюджетных отраслей – главная задача. Причем без выделения одних в ущерб другим. Начнем с учителей. Перед нами стоит поставленная федеральными властями задача довести средний уровень их зарплаты до среднего по региону. Именно по региону, а не по промышленности, как иногда неверно информируется общественность. Такая цель для регионов поставлена Президентом России Владимиром Путиным в указе, изданном в день его инаугурации – 7 мая этого года. Сейчас эта планка равна в Ярославской области 18111 рублям в месяц. А реальная зарплата на сегодняшний день – чуть меньше 17 тысяч рублей. Законопроект об увеличении зарплаты учителей губернатор Сергей Ястребов уже внес в областную думу.
Есть и проблема невысоких зарплат работников дошкольного образования, и ее тоже мы обязаны решать. В области доходы воспитателей детских садов не превышают 12 тысяч рублей в месяц. Это очень большой пласт работников: нянечки, преподаватели музыки, психологи, методисты. Необходимо повышать их зарплату, и в данном случае – до уровня средних по отрасли заработков. А сейчас отставание от них огромное – на 30 – 40 процентов.
Какой же принципиально другой подход к достижению нового уровня зарплат бюджетников предлагают депутаты? Отмечу, что действовать приходится в ситуации, характерной и для многих других сфер и задач: федеральный центр ставит ориентиры регионам, но не обеспечивает финансовыми ресурсами. И предложение депутатского корпуса, которое, конечно же, должно найти поддержку в правительстве области, – уже с 1 сентября довести уровень зарплат учителей до заявленного значения. А затем с 1 декабря провести необходимое серьезное повышение в сфере дошкольного образования, то есть сделать настоящий скачок. И такие решения, я думаю, нужно принимать именно сейчас, хотя есть соблазн сделать повышение поэтапным, уйти в 2013 год. Но тогда нам опять не будет хватать средств. Лучше сейчас решительно «догнать ситуацию», а в последующие годы – поэтапно индексировать зарплаты в плановом порядке.
– А какой будет финансовая емкость соответствующих поправок в бюджет региона – 2012?
– Порядка 170 миллионов рублей. Но это очень важный момент: мы показываем федеральному центру, что выполняем его стратегию даже в условиях большого дефицита регионального бюджета и 12-миллиардного госдолга. И тем самым даем сигнал, что нам необходима его помощь на выполнение социальных обязательств в условиях централизации налоговых поступлений. Ведь специалисты в бюджет ных отраслях должны быть защищены, обеспечены гарантиями поддержки со стороны государства.
– Завершим тему доходов в бюджетной сфере. Упомянутый вами указ главы государства показывает и еще один ориентир: к 2015 году повысить зарплаты медработников в два раза! А ведь есть еще сфера культуры. И есть прогнозы Минэкономразвития РФ о замедлении темпов роста ВВП…
– Да, предварительные наметки по повышению зарплат в этих отраслях – как минимум на 10 процентов в 2013 году, а вполне вероятно, больше. В один или два этапа – это детали. Но если проанализировать стоящие перед нами задачи, то выясняется, в частности, двукратный рост зарплат медработников, и области потребуются огромные дополнительные средства. Уже в 2013 году – около 1 миллиарда рублей, в 2014-м – 2,5 миллиарда, а в 2015-м – уже 5 миллиардов. В итоге практически все доходы будут тратиться на эти обязательства. Именно поэтому участие федерального бюджета абсолютно необходимо.
Что касается макроэкономических прогнозов, то не исключаю, что они носят лукавый характер, ведь экономисты и финансисты постоянно говорят о предстоящем кризисе как причине урезать расходы уже сегодня….
– Тема федеральной помощи регионам – хит современности. А есть ли механизм ее предоставления, который позволил бы оценить масштабы предстоящих трансфертов и дотаций?
– Пока четко отлаженного механизма не просматривается, но одно очевидно: федеральные власти помогают регионам через их участие в целевых программах. Скажем, в этом году наша область получила около 500 миллионов рублей в рамках программы модернизации материально-технической базы образования. Разумеется, всегда предусматривается софинансирование со стороны субъекта Федерации. Можно назвать и программу развития сельских территорий и АПК, строительства спортивных объектов, газификации, в реализации которой мы серьезно продвинулись в этом году. И эта линия, несомненно, будет продолжена. Стало быть, есть механизм, который нужно использовать по максимуму для развития региона.
Но сначала нужно правильно выбрать приоритеты деятельности, и федеральный центр это оценит. Примером может служить использование средств дорожного фонда области: теперь федеральные акцизы на нефтепродукты, из которых он формируется, работают на ремонт улично-дорожной сети. На 2013 год предусмотрено увеличение бюджета фонда примерно на 1 миллиард рублей, и это реальная помощь со стороны центра. Появился приоритет не хаотичного латания дыр, а последовательной работы, и появились деньги. Ярославль не получал столь весомых средств на дороги со времен двенадцатилетней давности.
– А что на региональном уровне может значить часто употребляемое понятие «бюджет развития»? Как нужно властям поддерживать экономику региона?
– Возможности прямой финансовой помощи субъектам хозяйственной деятельности, очевидно, крайне ограничены. Необходима четкая, открытая, прозрачная система взаимодействия органов власти и бизнес-сообщества. Это должен быть своеобразный устав, зафиксированный на бумаге, чтобы никто, и прежде всего чиновники, не могли его нарушить. Сейчас же отсутствие таких формализованных правил игры зачастую замещается неформальными договоренностями. Конечно, многое меняется, и в лучшую сторону, но этот процесс нужно ускорять, поскольку он движется с большими сложностями и не отвечает потребностям развития. Кстати, об этом говорят и импульсы, идущие из федеральных органов власти.
– Вы были одним из инициаторов выделения из облбюджета 115 миллионов рублей в качестве дотации производителям молока…
– Уточню: в краткосрочной перспективе – инициатором, а в долгосрочной – противником! Нельзя все время давать, условно говоря, конфету в 115 миллионов, ведь завтра ее снова захотят получить. Нужно создать условия, при которых желающие смогут ее купить. Вот мы сейчас перестали помогать производителям мяса птицы и яиц, они крепко встали на ноги. Но перед этим получали немалые льготы по региональным налогам, ведь нужно время, чтобы окупить вложения в новые производства. Этот механизм сработал. И такой же для производителей молока нужно искать и находить. Это еще предстоит сделать.
– И как бы вы суммировали задачи региональных законодателей на осень?
– Мы впервые в этом году проводим так называемое нулевое чтение бюджета – на стадии его формирования в областных департаментах. Цель – сделать бюджет 2013 года максимально эффективным с точки зрения вложения денег в реальный сектор экономики, в благоустройство территорий, инфраструктуру городов и районов.
Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n1th8/
Комментарии: