Потерявший зрение ярославец рассказал, как лабрадор помог ему познакомиться с будущей женой
Сегодня Агат – практикующий юрист, ведущий авторских семинаров, общественник, блогер. Заботливый муж и отец двоих детей.
А еще – полностью незрячий. О том, как он живет, как справляется с трудностями, где черпает вдохновение, мы узнали в гостях у семьи Божко.
– Я появился на свет далеко отсюда, за Полярным кругом, в рабочем поселке Пурпе Ямало-Ненецкого автономного округа, – рассказывает Агат. – Мои родители там работали. Я родился здоровым, первые годы рос нормальным ребенком. Но, как предполагают врачи, экология промышленных районов Крайнего Севера в определяющей степени повлияла на развитие сначала доброкачественной, а затем и злокачественной опухоли мозга.
Итог – несколько операций, долгое лечение. И в результате – полная потеря зрения в возрасте 6 лет. Родители мальчика не опускали рук, старались, еще тогда, в «лихие девяностые», сделать все, что может помочь сыну. В том числе – смена климата, региона. В итоге семья переехала в Ярославскую область, но… Вернуть зрение хотя бы частично так и не удалось.
– Сначала я легко отнесся к потере зрения – не осознавал еще до конца, что со мной случилось, – рассказывает Агат. – Но потом стали появляться страхи. Боязнь темноты, которая стала преследовать меня. Страх неконтролируемого пространства, в котором я нахожусь. И третий – страх одиночества. Боялся оставаться один, всегда ходил с кем-то «хвостиком»…
Постепенно страхи стали уходить – все-таки шли годы, мальчик, а затем подросток, юноша адаптировался к своему незрячему состоянию. Но самостоятельность так и не вернулась – везде и всюду Агат был вынужден ходить с мамой, отцом или другими близкими людьми. И тогда у семьи возникла мысль о собаке-проводнике.
– С детства я был окружен собаками и кошками, дарил им свое внимание и заботу, они мне отвечали тем же, – улыбается Агат, вспоминая прошлое. – И вот спустя многие годы у меня появился четвероногий друг, лабрадор Симба. Он живет со мной уже больше 10 лет. С ним связано множество ярких событий моей жизни. Первое – мой Симба дал мне уверенность в себе. Я смог активно ориентироваться в пространстве, стал самостоятельно ездить даже в другие города.
В одной из таких поездок молодой человек прошел обучение на менеджера социальной сферы в Москве. Но даже не это главное! При участии верного друга он познакомился со своей будущей женой.
– В Москве очень строго обстоит дело с выгулом собак, и мы с Симбой никак не могли запомнить маршрут до разрешенного места прогулок, – вспоминает Агат. – Поэтому я обратился к сокурсникам с просьбой помочь. Гулять с нами надо было ежедневно, и мало кто хотел вставать в шесть утра, но все же такая помощница нашлась. В ходе прогулок с ней два раза в день на протяжении пяти недель выяснилось, что у нас много общего и нам есть о чем поговорить. После того как мы разъехались по своим городам, наше общение продолжилось, и я стал ездить к Любе в гости в ее родной город Ковров. Теперь мы – одна семья, или, с точки зрения Симбы, стая!
Когда Агат привез Симбу домой, они стали гулять вместе по улицам поселка и даже ездить вдвоем в областной центр. Особенно частым гостем Симба стал на лекциях в Ярославском государственном университете, на юридическом факультете, где учился студент Божко. Пока хозяин слушал преподавателей, постигая основы правоведения, собака спокойно спала под партой, никому не мешала. А потом помогала Агату передвигаться по этажам и кабинетам, получать в гардеробе одежду и спокойно добираться до дома.
– Однажды был случай: у меня на лекции выпал из сумки номерок от гардероба, – вспоминает молодой человек. – И я разволновался – как же дам понять собаке, что мне нужно его найти? Но Симба, тогда еще совсем молодой, к моему удивлению, сам спокойно проснулся, тихонечко выполз из-под парты, нашел, подобрал зубами мою потерю и отдал ее мне – все без единого звука!
С тех пор умный и добродушный лабрадор продолжает помогать хозяину всегда и во всем.
С прибавлением семьи у Симбы тоже прибавилось забот – присмотр за детьми, например. Правда, в данном случае присматривать за пятилетней девочкой и трехлетним мальчиком означает – позволять им тискать и трепать себя.
А еще Симба – активный участник совместных акций, которые организует приют для животных «Верность», работающий при поддержке Фонда президентских грантов. Например, Агат и его лабрадор – постоянные помощники в проведении квеста «В темноте», основная задача которого – рассказать о службе собаки-проводника незрячему человеку.
Участникам квеста предлагается сделать самое сложное, с чем сталкивается инвалид по зрению, – довериться собаке. Когда люди пробуют это, то начинают не только понимать, что чувствуют незрячие, но и более внимательно и доброжелательно относиться к таким людям на улице, в кафе, магазине, поликлинике.
– Вместе с Симбой мы часто ходим в детский сад забирать дочку и сына, – рассказывает Агат. – Здесь, в нашем поселке, не самая, скажем так, доступная среда для людей с ограниченными возможностями здоровья, поэтому мой пес – самая настоящая жизненная необходимость в таких передвижениях. Он умница!
Впрочем, как убеждаешься в гостях у семьи Божко, здесь все – неунывающие и трудолюбивые люди. Пока мама Люба, менеджер по основной специальности, занимается детьми, Агат ведет активную жизнь: оказывает юридические услуги, дает финансовые консультации, работает в качестве тьютора, публикует журналистские, блогерские материалы в специальном всероссийском аудиожурнале «Диалог» для людей-инвалидов по зрению. То есть живет по возможности полноценно и насыщенно, стараясь обеспечить семью, помогая отцу в строительных и хозяйственных делах.
– Я благодарен судьбе, что рядом со мной – мои близкие, по-настоящему любящие люди, – улыбается Агат Божко. – Вместе можно действительно горы свернуть, если не унывать и не сидеть сложа руки, ожидая, что называется, милостей от природы. И, конечно, Симба – полноценный член нашей семьи, наравне с остальными разделяющий трудности и радующийся общим достижениям!
Фото газеты «Северный край»
Короткий адрес этой новости: https://yarreg.ru/n5jzq/
Комментарии: